БИБЛИЯ - Синод

 

© 2006-2009 Дискуссионный Клуб ДВА

 
 Публицистика.
 Свидетели Иеговы, другие религии, жизнь христианина.

Владимир Леви

Я БЫ ВЫЛ, КАК МАТЬ – ВОЛЧИЦА, И СКУЛИЛ, КАК БИТЫЙ ПЁС

«Послушаем всему заключенье:Бога бойся и соблюдай Его заветы, потому что в этом - вся суть человека»(Екклесиаст 12:13)

 С точки зрения простой человеческой логики рассмотрим какой-нибудь безукоризненный библейский авторитет.

Чтобы брать с него пример.

Остановимся на  отце ЕдиноБожия – Аврааме (Бытие 12:1 – 24:67), на которого  ссылаются иудеи, мусульмане и христиане (по алфавиту).

Бог сказал: «Аврагам должен стать народом великим и могучим. И им благословляться будут все народы земли. Ибо Я предопределил его на то, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него следовать путями Бога, творя добро и правосудие» (18:17-19).

Учитывая слова мудрого Соломона о том, что «нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Екклесиаст 7:20), отнесёмся спокойно к ошибкам отца всех народов.

Начнём с хорошего, так как, естественно, его должно быть значительно больше:

-Авраам первый поверил в Бога Единого, и как символы преданности создавал жертвенники (12:7,8; 13:4,18), посадил сад и провозглашал в нём имя Господа (21:33);

-когда жить вместе стало тесно, благородно предложил своему племяннику Лоту выбрать место для проживания, а, спустя некоторое время, рискуя жизнью, освободил его из плена и отвоевав у врагов, вернул Лоту его имущество;

-поделился десятиной с коэном Малки-Цедеком и отказался от предложенного имущества;

-поверил Господу о том, что будет многочисленным его потомство;

-послушался прекрасного совета жены Сарры и начал спать с её служанкой Агарь (16:2-4);

-выполнил указание Бога и сделал обрезание всем указанным Богом мужчинам;

-с почестями принял трёх посланников Бога;

-«торговался» с Богом, пытаясь спасти жителей Содома и Гаморы;

-по указанию Бога не мешал Сарре выгнать Агарь со своим сыном;

-по указанию Бога безропотно согласился сжечь сына Исаака на костре.

С точки зрения человека вчерашнего и сегодняшнего дня рассмотрим и проанализируем другие деяния Авраама:

1.Он сознательно скрыл как от египетского фараона, так и царя Авимелеха, что Сарра не только его сестра, но и жена. Поэтому фараон взял её в свой гарем. Авимелех тоже хотел, но не успел этого сделать, т.к. был предупреждён Самим Богом.

Почему так поступил Авраам со своею законною женой? Тора однозначно отвечает – не только боялся за свою жизнь, но и хотел жить в достатке.

Удивляет позиция толкователей Торы, которые пытаются доказать, что египетский фараон не успел переспать с Саррой. При чём здесь фараон, при чём здесь Сарра и какое значение имеет «було чи не було»?! Главное, что Авраам духовно согласился на это одностороннее прелюбодеяние.

2.Авраам разрешил своей жене Сарре выгнать служанку Агарь, которая была  его наложницей и забеременела. Конечно, Господь исправил ошибку праведника, приказав Агарь вернуться в дом хозяев.

3.Был случай, когда Авраам не просто не поверил Богу, а даже рассмеялся (17:17). А ведь за гораздо меньшую провинность Господь не позволил Моисею войти в страну Обетованную...

4.Когда Авраам накормил посланников Божиих мясом и молоком, он нарушил указание Торы «Не вари козлёнка в молоке матери его» - запрет употреблять вместе мясное и молочное. (Здесь, может быть, я ошибаюсь, ибо такое толкование мудрецами приведенного стиха Торы может быть неверным).

Версия о том, что Авраам не знал основных постулатов Торы, (хотя она была с момента сотворения мира, но еще не была дана Богом людям через Моисея), не имеет почвы, так как ещё раньше Ной знал о чистых и нечистых животных)...

 5.Авраам таки выгнал из дому наложницу Агарь, но уже с родившимся сыном. Оправдание – «железное» - Господь разрешил сие деяние, во первых, дав указание «слушайся всего, что скажет тебе Сарра», (что вообще оскорбительно для нормального мужчины – ибо женщине было однозначное указание: «он  (муж)  будет  властвовать  над  тобою», во-вторых, гарантировав, что женщина с ребёнком не пропадёт.

Авраам! Вспомни, как ты страдал, не имея наследника! И вот, когда Творец смилостивился и за твою покорность дал тебе не только сына от служанки, но и от законной жены, ты выгоняешь первенца своего, что в иудаизме – грех. Какой пример ты, наш праотец, подаёшь нам, своим последователям? Ведь ты мог молиться, просить Всесильного о помощи, и Он бы помог! Но ты молчал...

6. «И сказал Авраам отрокам: оставайтесь здесь с ослом, а я и этот отрок пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (22:5). Солгал ты, Авраам, отрокам. Ты же знал, что ведёшь сына своего, Исаака, на смерть. И вернуться ты должен был один. Благо, Господь велик и истинно праведен...

Получилось, что ты как бы и не лгун. Но мы то знаем...

7.И снова солгал Авраам, но уже сыну своему – (22:7,8).

8.И теперь – о самом страшном, самом диком, что может быть у живых существ, даже если это не люди – о равнодушии к смерти потомства.

Итак, Всесильный потребовал от Авраама жертвоприношения Исаака. Авраам безмолвно выполнил всё от него зависящее (24:3-67).

Позиция Господа понятна, он проверяет человека, исходя из глобальных принципов. Позиция человека – праведника Авраама, до ста лет ждавшего сына от любимой жены – не может быть оправдана ни одним отцом и ни одной матерью.

Странно. Ведь ты, Авраам, не побоялся просить Творца о спасении жизни жителей Содома и Гоморры, людей мерзких, среди которых не нашлось и десятка порядочных. Ты защитил и племянника своего, Лота, склонного к идолопоклонству...

Почему ты не выл, не скулил, не молил и не просил, не рвал на себе одежду  и не бился в отчаянии головой о стенку, не предлагал свою столетнюю душу вместо своей кровинушки?.. Ведь любой обычный, нормальный человек поступил бы именно так.

Трусость ли это или своеобразная ограниченность – трудно сказать. Ведь мы живём в совершенно другое время, не так «жестоковыйны», хотя, понимая намного больше, всё равно грешим предостаточно.

С точки зрения цивилизованного человека сегодняшнего дня указанные деяния Авраама – поступки некорректные, которые ни в коем случае не могут служить нам примером праведной жизни.

…Из ТаНаХа мы видим, что серьёзно грешили и другие великие - Моисей, Давид, Соломон...

Исходя из сказанного, выскажу предположение, что дело не в самих персонажах Торы. Думаю, что люди – это соответствующий фон.

Творцу необходимо показать своим крохам, что такое хорошо и что такое плохо. Что вот это запрещено, а другое – разрешено. Эти запреты и разрешения иногда просто и чётко формулируются в Торе безотносительно к событиям, а иногда вкладываются в уста людей или проявляются через их поступки. То есть используется фон людских образов.

Кто-то из порядочных мужей возмутится – что, в старые добрые времена не нашлось соответственно и добрых людей, которые, веря в Бога, не были человеками с элементарной точки зрения?

Не могу ответить на такой вопрос. Но глубоко уверен, что в Торе показаны праотцы именно такими, какими они и были.

Человек меняется очень медленно, хотя Господь по восходящей развивает и наш дух, и ум, и физические возможности. Поэтому сегодня, спустя нескольких тысяч лет по жизни Авраама, мы имеем множество некорректных поступков в деятельности подавляющего большинства из нас, независимо от национальности, природных условий, жизненного уровня, религии и т.д.

..Но давайте вспомним, как нелегко быть первому. В любое время при любых обстоятельствах.

Авраам первый получил указание Самого Бога, что он будет отцом всех народов Единобожия. И это грандиозно!

Авраам первый ввёл в обязательный обиход СИМВОЛ принадлежности к иудаизму – обрезание. И уже только этого было бы достаточно, чтобы войти навечно в историю еврейского народа.

Первый, каким бы он ни был, обязательно будет делать намного больше ошибок, чем последующий, идущий по его проложенному пути и живущий на его опыте.

Укоряя в чём-то Авраама, мы должны помнить, что Господь видел заранее, что будет далее. Но АВРААМ то НЕ ЗНАЛ Генеральной линии Божией! Как бы проверяя Авраама, Господь даёт нам указание, чтобы МЫ УЗНАЛИ, что должно быть и как себя вести в определённых ситуациях.

И именно через Авраама Он показал нам, что Ему не нужны человеческие жертвы, что это - язычество.

И именно через Авраама Он возложил на нас ответственность за будущее нашего народа...

Одна из основных задач Торы – выделить нам врагов ЕдиноБожия, в первую очередь, целые народы, иногда – отдельные личности. К счастью, эти народы уже уничтожены, стёрты с лица земли. Отдельные лица и группировки – остались.

Что касается сторонников Бога Единого, то это обычные люди со свойственными всем нам естественными недостатками.

И именно поэтому у нас нет никаких оснований возвеличивать личности, даже если они были пророками или праведниками.

В частности, считаю, что было неэтично называть лидеров ветвей иудаизма гениями (гаонами) и цадиками («вельможами», «королями»). Они, как и все люди – рабы Божьи и просто не могут быть кумирами.

Аналогично и в христианстве – приближение Иисуса из Назарета, сына Божьего, такого, как мы все, к Всесильному, с использованием большой буквы в слове «сын» и последующим усложнением в троице, привело к тому, что он оказался непризнан евреями, кроме некоторых, ошибающихся в принципе – выкрестов, и карьеристов. Неудивительно поэтому, что многие люди, и не только иудеи, считают Иисуса вообще вымышленной фигурой.

Мы обязаны уважать тех сынов человеческих, которые внесли весомый вклад, как в иудаизм, так и в развитие мирового общечеловеческого потенциала.

Но только один Бог велик и совершенен, и никаких приближений к Нему быть не может.     

lvs@bezeqint.net