Форум

Обратная связь

 
 

  Rambler's Top100

© 2006-2007 Дискуссионный Клуб ДВА

 
 
                                                                 Библиотека. Каббала, масонство.
 

Краткая Еврейская Энциклопедия, том 5, кол. 152–156

МАСО´НЫ (франкмасоны, на французском языке franc-maçon — `вольный каменщик`), члены тайного религиозно-этического общества, развившегося из средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков. В 17–18 вв. эти братства превратились в союзы «символических строителей», объединявшие уже не специалистов строительного дела, но идейных единомышленников — представителей аристократии, духовенства и людей науки.
В качестве религиозно-филантропической организации масоны культивировали традиции, символические знаки и другие элементы ритуала, которые считались восходящими к строителям Соломонова храма в Иерусалиме. Масонство нового времени возникло в Англии около 1717 г. и в последующие десятилетия распространилось во Франции, Нидерландах, Германии и других странах.
Все масоны, к какой бы организации (ложе) они ни принадлежали, считали себя членами единого братства и оказывали друг другу поддержку и гостеприимство. Первый параграф «Книги уставов», принятой Великой английской ложей в качестве конституции братства масонов (1723), провозглашал право любого честного человека, независимо от его вероисповедания, быть членом братства. Конституция обязывала масонов придерживаться лишь «той религии, в которой все люди согласны».
Декларация религиозной терпимости основывалась на идее общечеловеческой рациональной религии, которую проповедовали деисты 17–18 вв. Таким образом, двери масонских лож открылись — по крайней мере в принципе, хотя и не всегда на практике — для евреев. Первый еврей был, по-видимому, принят в Лондонскую масонскую ложу в 1732 г. Еврейские имена имеются в списках членов Великой ложи Лондона, относящихся к периоду до 1740 г.; некоторые из этих евреев заняли видные посты в ложе. В новом издании «Книги уставов» (1738) масонам предписывалось соблюдение Ноевых сынов законов, чем подчеркивалось право евреев (и других нехристиан) быть членами масонского братства.
В середине 18 в. евреи были членами масонских лож не только в Англии, но и в Нидерландах, Франции и Германии. В антологии масонских молитв (1756) содержится молитва, предназначенная специально для еврейских лож. В 1759 г. на имя Великой ложи Лондона была подана петиция с просьбой об утверждении новой ложи; из 23 подписей под ней около половины составляют еврейские фамилии. Особая еврейская ложа Лебексхед (в Англии) была учреждена в том же 1759 г. В 1793 г. в Лондоне была создана новая еврейская ложа — Ложа Израиля. Первые евреи-масоны в Англии и Нидерландах были сефардами; среди подписавших петицию 1759 г. были и ашкеназы. Масонами становились те представители образованных кругов еврейства, которые стремились к сближению с христианским обществом.
Многих евреев привлекала культурная и филантропическая деятельность масонов. Однако уже вскоре после оформления общества масонов в нем проявились антиеврейские тенденции. По мере того, как движение росло вширь, Великая английская ложа и ее «Книга уставов» утрачивали влияние на многочисленные самостоятельные ложи в разных странах. Некоторые отвергали принцип веротерпимости, чему способствовали нападки на него фундаменталистов разных религий. Масонство было осуждено буллой папы Климента XII (1738), по сей день обязательной для католической церкви. Деизм и специфические ритуалы масонов были в равной степени неприемлемы для консервативных протестантов и ортодоксальных евреев. Стремясь доказать, что масонство не противоречит христианству, некоторые ложи пытались преградить доступ в них представителям других религий, в том числе евреям. Однако ни в Англии, ни в Нидерландах масоны в принципе не возражали против членства евреев в их ложах, а во Франции препятствия участию евреев в деятельности масонских лож были сметены Великой революцией. Масонство превратилось во Франции в своего рода светскую церковь, открытую для евреев. И. А. Кремье был масоном с ранней юности; в 1869 г. он стал великим магистром одной из парижских лож.
Серьезные препятствия членству евреев в масонских ложах чинились в течение длительного времени в германских государствах. До 1780-х гг. в масонские ложи там было допущено лишь несколько евреев. Особые трудности при этом испытывали «местные» немецкие евреи; перед евреями-масонами из других стран двери германских лож были открыты. Это искажение принципов масонства вызывало протесты некоторых видных масонов, в том числе Г. Э. Лессинга, посвятившего один из диалогов в книге «Эрнст и Фальк» (1778–80) вопросу о принятии евреев в масоны. Лессинг ознакомил с рукописью этой работы М. Мендельсона, который высказал в письмах к Лессингу ряд критических замечаний о ней. Однако руководители масонских лож Германии оставались глухи к протестам. Немецкие евреи допускались только в так называемый орден Азиатских братьев (орден Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе, основан в Вене в 1780–81 гг.).
Основатель ордена барон Ганс Генрих фон Эккерт пользовался содействием еврея Эфраима Иосефа Хиршфельда. Видную роль в ордене играл крещеный еврей, барон Томас фон Шенфельд (Моше Добрушка, который активно участвовал в Великой французской революции и под именем Юния Брута Фрея погиб на гильотине в 1795 г.). Идеология Азиатских братьев представляла собой конгломерат принципов, почерпнутых из христианских и еврейских каббалистических (см. Каббала) источников. Таким же синкретизмом характеризовались символика и ритуалы ордена. В структуре ордена имелись еврейские элементы: высший контрольный орган носил название «синедрион», великий магистр именовался «хахам»; имелись многочисленные должности, носившие еврейские названия. Члены ордена принимали еврейские имена и прозвища. В 1784 г. в него вступила группа евреев, не принятых в немецкие ложи.
Азиатские братья усиленно занимались каббалой. Некоторые немецкие евреи становились масонами, находясь за пределами Германии: в Англии, Нидерландах и особенно — в послереволюционной Франции. В тех частях Германии, которые во время наполеоновских войн были оккупированы французами, создавались новые ложи по инициативе и под эгидой французских масонов. Так, во Франкфурте-на-Майне была создана еврейская ложа Восходящей зари, утвержденная в 1808 г. парижской ложей Великого Востока. Эти начинания усилили, однако, сопротивление местных лож как Франкфурта, так и других городов Германии приему евреев. Некоторые масонские братства приняли новые уставы, запрещающие прием евреев.
Сторонники приема евреев в масонские ложи были в то же время противниками создания особых еврейских лож. Преемницей ордена Азиатских братьев стала основанная в Берлине около 1790 г. ложа Терпимости, ставившая перед собой задачу приблизить евреев к христианам, сделать их «более культурными» и т. п. Для некоторых евреев членство в ложе Терпимости стало способом отхода от еврейства без формального принятия другой религии. Среди евреев — членов ложи были: профессор М. Герц (1747–1803; муж Генриетты Герц); бывший член ордена Азиатских братьев Д. Итциг (1723–99), банкир Леви и другие. Однако в 1801 г. ложа Терпимости закрылась, несмотря на заступничество короля Пруссии. Одним из основателей ложи Восходящей зари (см. выше) был франкфуртский купец и филантроп С. Гейзенгеймер; в течение 25 лет (с 1809 г.) ее членом был Л. Бёрне. Во время воины против Наполеона ложа Восходящей зари должна была порвать связь с ложей Великого Востока (см. выше) и обратилась за утверждением к Великой английской ложе, возглавлявшейся членом английской королевской семьи, по инициативе которого все английские ложи должны были признать принцип всеобщности масонства. В 1812 г. в одну из лондонских лож был принят М. Монтефиоре; другая ложа, основанная в 1864 г., была названа его именем.
Членами ложи Восходящей зари в Берлине были Г. Риссер, И. М. Йост, Б. Ауэрбах и другие евреи — литераторы и общественные деятели. В 1832 г. во Франкфурте-на-Майне была основана евреями ложа Франкфуртского орла. Борьба вокруг участия евреев в немецком масонстве продолжалась в течение первой половины 19 в. Протест ряда немецких масонов против недопущения евреев был поддержан масонами Нидерландов, Англии. Франции и Нью-Йорка. К 1848 г. некоторые германские ложи стали принимать евреев, хотя и не всегда в качестве полноправных членов. Революция 1848 г., провозгласившая принцип эмансипации евреев, открыла перед ними двери масонских лож большинства германских государств, кроме Пруссии, масоны которой упорно отказывались принимать в свои ряды представителей нехристианских вероисповеданий. Правда, многие члены прусских лож, а иногда и целые ложи стремились к восстановлению первоначального английского устава, допускавшего принадлежность ее членов любой религии. Тем не менее, ограничения приема евреев в масонские ложи Пруссии, хотя и смягченные к 1870 г., когда Пруссия возглавила объединенную Германскую империю, никогда не были отменены полностью. В связи с новой волной антисемитизма в конце 1870-х гг. многие евреи, принятые ранее в масонские ложи Пруссии, демонстративно вышли из них. За ними последовали некоторые либерально настроенные неевреи.
В России масонство, распространившееся в 18 в., считалось христианским союзом. Правда, одна из петербургских лож еще в 1797 г. приняла в свои члены еврея. С другой стороны, лишь отдельные евреи изъявляли желание сблизиться с русским обществом в рамках масонства.
Евреи были в числе основателей масонских лож в колониальной Америке. Согласно традиции, первая ложа в Америке была основана в 1658 г. в Ньюпорте (колония Род Айленд) евреем М. Кэмпеноллом. Одним из лидеров масонов Северной Америки был М. М. Хейс (1753–99). Другими видными масонами были М. Сейксас (Сейшас, 1744–1809), Ш. Буш и И. да Коста (умер в 1783 г.). Последующая история масонов в США связана с именами многих видных евреев, однако влияние их значительно уменьшилось по сравнению с концом 18 в. Масонские ложи США всегда были открыты для евреев. В 1843 г. Великая ложа Нью-Йорка направила берлинской ложе письмо протеста против дискриминации евреев — членов американских масонских лож их «братьями» в Германии (см. выше). Влияние ритуала и символики масонов ощутимо в практике еврейской организации Бней-Брит.
В 1860-х гг. в реакционных кругах Германии возникла легенда о совместном заговоре евреев и масонов, направленном на подрыв общественных устоев. Эта легенда нашла отклик у реакционеров Франции, где она сыграла заметную роль в Дрейфуса деле и вскоре превратилась в расхожий антисемитский штамп. «Протоколы сионских мудрецов» содержали утверждение о еврейско-масонском заговоре во имя совместного господства над миром. Однако в Германии масонство было по-прежнему консервативной и отчасти антисемитской организацией. По окончании 1-й мировой войны католическая церковь проводила кампанию против революции и коммунизма под лозунгом борьбы против «иудео-масонской опасности». Перевод «Протоколов» на немецкий и английский языки (1920-е гг.) способствовал распространению в Германии (и отчасти в Англии) взгляда на масонство, отождествляемое с еврейством, как на зловещее тайное общество, виновное в развязывании 1-й мировой войны, поражении Германии, русской революции и развале Российской империи. Борьба с евреями и масонами стала лозунгом правых кругов Германии; этот лозунг был использован Гитлером. Во время 2-й мировой войны масоны преследовались нацистами в разных странах оккупированной Европы наряду с «большевиками и евреями».
С 1980-х гг. миф о «сионистско-масонском заговоре» широко используется русскими шовинистами для разжигания антисемитизма в СССР (книги В. Бегуна, В. Емельянова, А. Романенко, листовки общества «Память»).
Согласно масонской традиции, Эрец-Исраэль и город Иерусалим рассматриваются как родина масонства. В период османского владычества в Эрец-Исраэль были основаны шесть лож. Первая постоянная ложа была создана в Иерусалиме в мае 1873 г. В период британского мандата масонские ложи подчинялись юрисдикции иностранных «великих лож». В 1932 г. четыре иерусалимские ложи, находившиеся под юрисдикцией Национальной великой ложи Египта, объединились в Национальную великую ложу Палестины. Позднее к ней присоединились еще три ложи. После образования Государства Израиль в структуре масонских лож в стране произошел ряд изменений. Объединенная великая ложа государства Израиль является со времени своего образования (1953) единственной суверенной великой ложей в Израиле. В 1970 г. в ее состав входило 64 ложи; число их активных членов достигало трех с половиной тысяч. Членами масонских лож в Израиле (боним хофшим, `вольные строители`) являются как евреи, так и представители других религий: христиане, мусульмане и друзы.