© 2006-2009 Дискуссионный Клуб ДВА

 
Апологетика Свидетелей Иеговы
Защита учений Свидетелей Иеговы - апологеты Свидетели
Антон Чивчалов
 
"Десять мифов о Свидетелях Иеговы"
 
 
Предисловие автора:
 
Хотя я не разделяю интереса вести дебаты о вере в Интернете (ввиду их полной бесполезности), я не могу не высказаться в защиту своей религии, которая все еще является предметом нападок в нашей стране. Эта статья - мой манифест против наиболее распространенных обвинений в адрес Свидетелей Иеговы.
 
***
 
Что мы знаем о религиозной конфессии Свидетелей Иеговы? Те, кто не знаком с ними лично, обычно скажет, что это какая-то "опасная секта". На вопрос "чем же они опасны?" следует набор стандартных формулировок, почерпнутых из прессы.

Начиная с дней сталинских репрессий и по сей день сотни тысяч верующих в нашей стране, которым не повезло оказаться в числе религиозных меньшинств, являются объектом травли и оскорблений. Самозваные религиоведы и "сектоведы", профессиональные церковные пропагандисты, недобросовестные журналисты, активисты антикультовых организаций совершенно неприкрыто разжигают в обществе пламя религиозной розни, антисектантской истерии,
ксенофобии и ненависти. Специально разрабатываются и тиражируются мифы и слухи о религиозных меньшинствах, таких как Свидетели Иеговы. Не имея ничего общего с действительностью, такие слухи тем не менее глубоко внедряются в общественное сознание и начинают восприниматься как факты, не подлежащие даже рассмотрению. Многие в России, кто выступает с уничижительных позиций по отношению к Свидетелям Иеговы, обычно не знают, что имеют дело с респектабельной международной организацией, насчитывающей только в нашей стране более 150 тыс. верующих. Таким образом, вопрос встает достаточно остро, т. к. речь идет о конституционных правах и религиозных чувствах граждан.

Существуют определенные силы, которым выгодно разжигание в обществе открытой религиозной розни - которая, кстати, уголовно наказуема, что не мешает этим силам действовать совершенно безнаказанно. Об этом можно и нужно говорить, говорить сегодня, пока завтра не стало слишком поздно – для всех нас, не только принадлежащим к разного рода меньшинствам. Потому что в обществе, где попираются права меньшинств, очень скоро начнут попираться права и всех остальных. Это закон истории.

В этой статье я пытаюсь донести до непредвзятого читателя ряд фактов о конкретной религиозной группе, а именно Свидетели Иеговы; показать, что эти факты не имеют ни малейшего отношения к тем мифам, которые вокруг них созданы и искусственно поддерживаются. Здесь также приведены несколько рекомендуемых ссылок и высказывания о Свидетелях Иеговы в прессе и литературе. Спасибо всем, кто нашел время ознакомиться с содержанием этого ресурса.

Миф 1: Свидетели Иеговы - секта

Очень важно понимать, что слово "секта" – это не столько религиоведческий термин (он крайне редко используется в СМИ в таком смысле), сколько оскорбительный ярлык, который навешивается на религиозные меньшинства с одной-единственной целью – разжигание религиозной розни. "Тоталитарной сектой" Свидетелей Иеговы впервые назвал творец и идейный вдохновитель отечественной антисектантской истерии А. Дворкин - "сектовед" (такой науки не существует) и руководитель ряда профильных организаций по борьбе с инакомыслящими. (Здесь очень рекомендую несколько ангажированный, но от этого не менее информативный сайт, публикующий массу антисектофобских материалов.)

Если подойти к ситуации беспристрастно и научно, то для многих окажется удивительным, но ни один серьезный религиовед не относит религию Свидетелей Иеговы к сектам. Данная конфессия классифицируется в религиоведении как деноминация. Против классификации Свидетелей как "секты" выступают такие видные российские религиоведы, как Гараджа В., Гордиенко Н., Иваненко С., Коник В., Митрохин Л., Яблоков И. и др.

Факт в том, что к Свидетелям Иеговы не применимо ни одно из определений слова "секта". У них нет харизматического лидера, их деятельность полностью открыта для общественности, они не нарушают законов, не асоциальны и не изолированы от общества; в ряде стран мира они даже не являются в полном смысле религиозным меньшинством. Это уважаемая, общепризнанная во многих странах религиозная конфессия.

Для многих в России будет настоящим открытием узнать, что Свидетели Иеговы на законном основании существуют практически во всех странах мира, во многих – уже свыше ста лет. В ряде европейских стран они входят в число основных религий; в Германии и Италии они даже получили статус официальной церкви (например, в Германии такой статус имеют только две конфессии - Лютеранская церковь и Свидетели Иеговы). Что касается нашей страны, то по данным на 2005 год Свидетели Иеговы являются в России самой крупной официально зарегистрированной протестантской религиозной организацией.

Современная организация Свидетелей Иеговы - это свыше ста филиалов и современных типографских комплексов по всему миру, это миллионные тиражи библейской литературы, переводимой и издаваемой на сотнях (!) языков, это миссионерские школы и образовательные программы в Африке и Азии, это гуманитарные программы для пострадавших от стихийных бедствий, это музеи холокоста в Европе. В США Общество Свидетелей Иеговы считается одной из самых благонадежных гуманитарных организаций; диплом миссионерской школы "Галаад" имеет в этой стране официальный статус диплома о высшем образовании.

Несмотря на очевидные факты, по-прежнему для большинства населения Свидетели Иеговы остаются непонятной, тайной, и скорее всего опасной сектой. Это усугубляется еще и тем, что многие журналисты любят создавать вокруг Свидетелей атмосферу шпиономании, а информацию получать из третьих рук – как правило, как ни странно, от их же собственных религиозных оппонентов! Очень грустно, что вместо того чтобы способствовать конструктивному диалогу между членами различных конфессий в нашей стране, и журналисты, и отчасти государство всеми силами стараются разделить религии по принципу "хорошие-плохие". Первые осыпаются всевозможными привилегиями, вторые произвольно (обычно по указке церкви) объявляются "сектами" и подвергаются травле.

Когда сегодня средства массовой информации употребляют термин "тоталитарная секта", они обычно не знают, что он не имеет ничего общего с религиоведением и является не более чем оружием конкурентной борьбы РПЦ против рел. меньшинств. Таким образом журналист, чей долг - обеспечивать конституционное право граждан на получение информации, становится инструментом межконфессиональной конкуренции, причем конкуренции с применением самых черных технологий. Удивительно, но многих журналистов устраивает подобная роль!

Миф 2: Свидетели Иеговы - опасная, "деструктивная" и "тоталитарная" секта


Интересно то, что Россия остается одной из немногих стран мира, где Свидетелей Иеговы отождествляют с опасными сектами и культами. Если статья, изобилующая подобными терминами, выйдет где-нибудь в Германии, Польше или Украине, редакцию газеты в лучшем случае засмеют, в худшем - засыпят исками; просто в силу того, что Свидетели там широко известны и пользуются хорошей репутацией. Спросите у украинца или литовца, сколько негативных статей в прессе о Свидетелях Иеговы он вспомнит. Ответом, скорее всего, будет "ни одна". В этих странах министерства по делам религий официально поздравляют Свидетелей Иеговы с построенными типографиями, проведенными конгрессами и т.д. В нашей же стране травля Свидетелей в прессе, начавшаяся в середине 90-х, по-прежнему актуальна.

Попробуем разобраться. Когда говорят о "деструктивности" и опасности как таковой, обычно понимают некое дурное влияние, оказываемое на личность и семью, душевное, физическое и интеллектуальное здоровье человека и гражданина. О чем говорят факты?

Все добросовестные исследования показывают, что Свидетелям Иеговы присущ скорее конструктивный, чем деструктивный подход. Вот результаты двух экспертиз - социологической и психиатрической, проведенной в рамках известного суда в Москве в 1998-1999 годах:

  • Анализ данных опроса показывает отсутствие какого-либо негативного воздействия вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жен, родителей и детей. Практически по всем аспектам общения в сфере брака и семьи обнаружено положительное влияние принадлежности к СИ, а также благотворное по своему нравственному и гуманистическому значению "залечивание" душевных ран тех, кто столкнулся с несчастными последствиями глобального краха института семьи. Что же касается ценностных ориентаций на семейный образ жизни, и прежде всего на пожизненный брак с несколькими детьми, то полученные в данном исследовании цифры свидетельствуют о необычайно высоком для столичных жителей уровне фамилизма. На примере изучения московской общины СИ видна важная роль религии в деле укрепления социального института семьи с несколькими детьми, и ясны потенциальные возможности увеличения доли семей с 3-4 детьми при распространении плюрализма религиозных верований в депопулирующей стране, где отсутствие централизованной государственной политики по упрочению семейного образа жизни оборачивается ежедневно колоссальными потерями для личности и общества (заведующий кафедрой социологии семьи, профессор, доктор философских наук по прикладной социологии, член Президиума Российской ассоциации социологов, академик-секретарь Международной Академии Прогнозирования, действительный член Международной академии информатизации ООН, Сопредседатель Лиги борьбы с депопуляцией России, член Подготовительного Совета действующего с 1995 г. Оргкомитета Всемирного Конгресса Семей А.И. Антонов; заместитель заведующего кафедрой социологии семьи, доцент, кандитат философских наук, член Российского общества социологов и демографов, академик Международной Академии Прогнозирования, член Оргкомитета Всемирного Конгресса Семей В.М. Медков; Кафедра социологии и демографии семьи социологического факультета МГУ). Полный текст: http://www.jw-media.org/region/europe/russia/russian/moscow/u_science.htm

  • "В целом проведенное исследование документов и членов московской религиозной общины Свидетели Иеговы позволяет ответит на поставленные вопросы следующим образом:
    - данных о влиянии пребывания в религиозной общине Свидетелей Иеговы на структуру темперамента как врожденной базы психики не получено;
    - данных о влиянии пребывания в общине на структуру характера личности не получено;
    - выявлено позитивное влияние пребывания в общине Свидетелей Иеговы на внутриличностные установки, карактеризующие социально значимые сферы личностных отношений и психозности (врач-психиатр высшей категории, доктор медицинских наук (медицинская психология, психиатрия), директор научных программ Института психотерапии и консультирования "Гармония" Виктор Ефимович Каган, при супервизии Института педагогики социальной работы Российской Академии Образования). Полный текст:
    http://www.jw-media.org/region/europe/russia/russian/moscow/u_psychrpt.htm

Во многих странах Запада и Востока Свидетелям Иеговы отдают предпочтение при приеме на работу, особенно там, где от сотрудников требуется повышенная честность и дисциплинированность. Они решили проблему расовой и этнической неприязни, эффективно и с оптимизмом справляются с трудностями со здоровьем, семейными проблемами, безработицей. Их приглашают выступать с лекциями на производства, в школы и тюрьмы, т. к. это оказывает благотворное влияние. Они известны умением прекрасно вести юридические дела, знаменитыми скоростными методиками строительства и быстрым обменом гуманитарных грузов по всему миру, за что неоднократно получали награды от правительств и международных организаций. Деструктивно все это или же, наоборот, конструктивно?

Как бы ни хотели "сектоведы" изобразить Свидетелей опасными сектантами, факты говорят сами за себя, и непредвзято расположенные люди видят эти факты. В то время как в России организовывался очередной антисектантский семинар, американская благотворительная организация FEMA во время урагана Катрина в США передавала Свидетелям Иеговы гуманитарные грузы практически под честное слово, зная, что Свидетели смогут распределить эту помощь максимально эффективно. Это лишь один из множества примеров того, как высоко ценится деятельность Свидетелей Иеговы в мире.

Итак, попробуем разобраться, что обычно вкладывается в термин "тоталитарный". С этой целью рассмотрим ряд критериев, которые обычно приводятся в качестве отличительных признаков сект, которые отличают их от "не-сект". Мы сможем убедительно показать, что таких критериев не существует в принципе. Однако обо всем по порядку.

(1) Часто под термином "тоталитарный" понимается некий стиль управления, подразумевающий жесткий контроль жизни членов организации, разнообразные запреты и ограничения и систему наказаний за нарушение этих запретов. Для пущего эффекта все это в совокупности может резюмироваться зловещим словом "зомбирование", которое окончательно вгоняет неинформированного обывателя в гипнотический ступор, лишая его остатков критического отношения к получаемой информации.

Что происходит в действительности? Религиозная организация Свидетелей Иеговы, как и любая другая в мире, обращается к своим членам с определенной нравственной проповедью, призывающей согласовывать свою жизнь со Словом Бога, - а такое согласование, естественно, включает и ряд ограничений. Однако когда православный монах уходит в пустыню, где заковывает себя в пещеру, закапывает по пояс в болото или живет на столбе, питаясь сырыми грибами и считая, что даже улыбаться - большой грех, то это считается духовным подвигом; когда же Свидетели Иеговы, скажем, решают не придавать большого значения собственному дню рождения или отказываются принимать участие в патриотических праздниках (при этом лишь поступая по примеру первых христиан), то это толкуется как ужасный асоциальный запрет, вредящий семейной жизни, психике и всему человеческому. Когда монахам в монастырях запрещается купаться, ловить рыбу, собирать ягоды и разжигать костры (это прописано, например, в уставе Валаамского монастыря), то это называется строгой духовной жизнью, но когда те или иные "запреты" обнаруживаются у Свидетелей Иеговы или иных "сект", тут же объявляется крестовый поход против тоталитаризма и авторитаризма в этих "сектах" с применением разнообразной околоюридической (а на самом деле псевдоюридической) риторики.

Можно приводить сотни примеров весьма жестких ограничений во всех традиционных мировых религиях. Православным женщинам запрещено находиться на горе Афон в Греции. Католическим священникам запрещено вступать в брак. У ортодоксальных евреев существует огромный список того, что нельзя делать в субботу, вплоть до нажатия кнопок в лифте. Жизнь миллионов женщин во многих мусульманских странах западному человеку покажется, в самом мягком случае, домашним арестом. Послушники католического ордена Opus Dei носят под одеждой металлическую цепь с шипами. Примеры можно множить до бесконечности. Специалистам прекрасно известно, что ограничения и запреты - неотъемлемая часть любой религии, вообще религиозного сознания как такового. Религиовед Николай Гордиенко метко заметил: "Если вы найдете и опишете религию, в которой не существует запретов, вы совершите переворот в религиоведении". И лишь потому, что все упомянутые религии не объявлены в нашей стране сектами, мы не считаем их тоталитарными и деструктивными, но напротив - традиционными и уважаемыми.

(2) Далее, часто в контексте "контроля над личностью" приводится аргумент о том, что Свидетелям запрещается общаться с иключенными бывшими членами организации. Однако нормы ограничения общения с бывшими членами церкви существуют во многих религиях, включая православие: "Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен" (Апостольские правила, 10). В исламе также существует своеобразное ограничение общения: "Не берите иудеев и христиан друзьями: они - друзья один другому" (Сура 5:51). Более того, известно, что в ряде исламских стран перешедшим из ислама в другую веру может грозить смертная казнь. Смерть (!) против простой нормы отлучения у Свидетелей, да еще и значительно смягченной в случае, если исключенный - член семьи.

(3) Следующий аргумент против Свидетелей и других "сект" - так называемое "отвержение мира", под которым понимается приоритет духовных и канонических установлений над законами общества и государства. Однако есть ли здесь какое-либо новшество? Сравним это с цитатой из "Основ социальной концепции Русской православной церкви": "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении". Наверное, ни одна религия не признается в том, что ставит ценности мира выше ценностей своей веры. Другой вопрос - насколько последовательна она в продвижении этой линии; есть ли у нее мужество открыто говорить об этом, или же она стесняется этой позиции, как постыдного груза древности?

(4) Другой риторический ход "сектоведения" состоит в направленной подборке историй о неблаговидных поступках "сектантов". В сети кочуют с сайта на сайт внушительные коллекции всевозможых цитат и рассказов о том, как тот или иной "сектант" был уличен в том или ином деянии; эти истории часто подхватываются и с удовольствием смакуются СМИ. Подобный подход поражает своей предвзятостью. Ведь если применить этот принцип оценки религий, то с огромным "отрывом" победят, скорее всего, ислам и католицизм, ведь количество задокументированных преступлений и зверств, совершенных представителями этих религий (и часто во имя религии), исчисляется тысячами, если не миллионами. И снова мы видим, что никто не называет эти религии тоталитарными сектами.

Почему?

Причина проста - не существует финансируемых проектов по дискредитации ислама и католицизма. Вот почему, что бы ни делали мусульмане и католики - хоть устраивали массовые самоубийства, хоть обещали конец света каждый второй день, хоть разрушали семьи целыми кварталами, продавая эти семьи в рабство, - они никогда и никем не будут названы тоталитарными сектами. Никогда и никем, пока не возникнет геополитическая необходимость назвать их таковыми. Пока этот момент не наступил, сектоведов не будет волновать, что в мире существуют тысячи исламских организаций, финансирующих терроризм. Между тем несколько случаев смерти Свидетелей Иеговы в связи с отказом от переливания крови (об этой теме см. ниже) обязательно будут обставлены в самых зловещих интонациях. Все очень просто: национальные и геополитические интересы диктуют потребность иметь врага в виде "сектантской угрозы", и под эту потребность выделяется соответствующее финансирование.

(5) Не сильно распространен, но довольно устойчив миф о чуть ли не повальных самоубийствах, осуществляемых в сектах. Кстати о самоубийствах. В 1976 году немецкий лютеранский пастор Оскар Брюзевиц совершил акт самосожжения в знак протеста против коммунистического режима в Германии. В 2006 году другой пастор, Роланд Вайссельберг, повторил его "подвиг", на этот раз протестуя против распространения в Европе ислама. Зададим вопрос: найдем ли мы на антисектантских сайтах разработки против Немецкой лютеранской церкви, обнаружим ли душещипательные статьи в прессе об ужасном деструктивном культе лютеранства? Конечно же, нет. Нет, по той простой причине, что лютеранство принято считать традиционной религией, а ярлык "традиционный" автоматически дает иммунитет от сектофобии в любом виде.

Чем самосожжения и самоубийства "лучше" ежегодной кровавой дани, которую платят мусульмане всего мира во время ежегодного хаджа в Мекку? Статистика погибших от переутомления и стресса паломников исчисляется сотнями - причем это лишь "стабильная", ежегодная статистика, к которой время от времени прибавляются тысячи погибших во время давок, которые тоже не редкость. А как быть с практикой "убийства чести", имеющей место во многих исламских странах, при которой женщину, уличенной в супружеской измене, либо убивают, либо принуждают к самоубийству, запирая в комнате с веревкой и пистолетом? Но почему-то не часто можно услышать, чтобы религии, побуждающие к этим зверствам, объявлялись сектами. Как никто не назовет сектой русских староверов, среди которых также были случаи самосожжения.

(6) Аргументация антикультистов порой доходит до нелепостей: так, одно время интенсивно вбрасывались слухи, что Свидетели Иеговы и некоторые другие использует особые напитки, в состав которых входят кровь и сперма (!). Думается, будет излишне доказывать нелепость подобных легенд, равно как и пресловутых зомбирования и гипнотизма - мифы, которые существуют лишь в головах иных журналистов.

Современная либеральная теория, приверженность которой (пока еще) декларирует наше государство, гласит, что жизнь религиозной общины является сферой частной жизни граждан. Соответственно, ни государство, ни общество не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных организаций, если верующие добровольно принимают на себя те или иные ограничения исходя из своего конституционного права исповедовать любую религию. Как мы увидели, не существует никаких объективных признаков, по которым можно было бы охарактеризовать Свидетелей Иеговы как организацию сектантскую, тоталитарную, деструктивную и опасную - иными словами, отличающуюся от других, традиционных и "нормальных" религий. Такий отличий нет, и если кто-либо пытается их найти и описать, то это всегда либо искусственно созданные мифы, либо неопределенные понятия-ярлыки, которые носят спекулятивный характер и могут быть применены по отношению к любой религии. Как совершенно верно замечает бывший депутат Госдумы Л. Левинсон, более десяти лет проработавший в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций:

"И в православии, и в других религиях, именуемых "традиционными", поскольку они остаются живыми религиями (а не только фольклорными заповедниками вроде ансамбля "Березка"), существует весь набор так называемых "негативных психических воздействий", предвзято отмечаемых проф. Полищуком и К исключительно в "сектах". Признавая это, нелепо делать вывод о необходимости уголовного или какого-либо иного преследования Православной Церкви за чинимый ущерб. Напротив, гарантируя свободу вероисповедания, правовое государство защищает право как соответствующих объединений, так и каждого человека на антиобщественное поведение, на следование целям, отличающимся от общепринятых в секуляризованном мире, на иной образ жизни, иную систему ценностей, что в православии так и называется "иночеством". Пределом этой защищенной антиобщественности могут быть только уголовные или административные [4 Имеется в виду административное право в современном для России понимании] законы, применяемые, когда осуществление прав и свобод верующих нарушает права и свободы других лиц".

Итак, информированный и непредвзятый наблюдатель всегда согласится с мнением религиоведов, два из которых приведены первыми в подборке цитат. Такому наблюдателю будет очевидно, что правила антисектантской игры составлены из жестких двойных стандартов для "традиционных" и "нетрадиционных" религий. Методы тех, кто эксплуатирует лексику тоталитаризма и деструктивизма, выдают их глубоко укоренившуюся предвзятость, отсутствие элементарной честности в суждениях и нежелание признавать очевидные факты. Не юридическая риторика, не апелляция к свободе и нравственности, не гуманитарные мотивы питают пламя антисектантской истерии в нашей стране. Двойной подход, основанный на произвольной классификации религий по черно-белому шаблону "хорошие - плохие" - вот подлинная научная основа ксенофобского "сектоведения".

Миф 3: Свидетели Иеговы - новая для России религия, пришедшая вместе с другими нетрадиционными течениями в начале 90-х годов

Верно как раз обратное: Свидетели Иеговы – традиционная для России религиозная конфессия, существующая в нашей стране уже третий век. Вот некоторые факты.

Первая информация о Свидетелях Иеговы в России (или исследователях Библии, как они тогда назывались) датируется 1874 годом. По крайней мере начиная с 1887 года отдельные партии религиозной литературы Свидетелей на английском языке отправлялись в нашу страну. Несколько позже, в журнале "Сторожевая башня" от 1 декабря 1911 года сообщалось, что в России было было напечатано и распространено 10 тысяч буклетов уже на русском языке. В 1927 г. Россию посетил представитель главного управления Свидетелей Иеговы с целью просить власти разрешить в стране хотя бы ограниченное издание литературы. Все, что удалось тогда достичь, это напечатать еще несколько тысяч буклетов; разрешение на регистрацию самой общины не было получено.

Настоящий бум миссионерской деятельности Свидетелей Иеговы в СССР пришелся на начало 50-х годов, когда тысячи семей верующих отправлялись в ссылку в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока. Именно это послужило толчком к тому, что вероучения Свидетелей распространились вглубь страны. Борьба со Свидетелями Иеговы, в которых советская власть усматривала идеологических оппонентов, продолжалась вплоть до начала 90-х годов. В 1991 г., когда они получили официальное признание и возможность проводить открытую деятельность, численность их в СССР составляла около 80 тыс. человек.

Конечно же, Свидетели Иеговы - не "новое религиозное течение", как иногда пытаются это представить даже умеренные авторы и СМИ.  Или, во всяком случае, они не более новое, чем многие другие протестантские конфессии. Определение "новый" по отношению к религиозному течению, известному в стране более 130 лет, кажется по меньшей мере сомнительным.

Миф 4: Свидетели Иеговы преследуют коммерческие интересы

Понятие "коммерция" предполагает деятельность, направленную на получение прибыли, обычно путем создания товаров или услуг. Соответственно, некоммерческая организация – это такая, чья деятельность не связана с производством товаров или услуг и которая не ставит своей целью получение прибыли. Являются ли Свидетели Иеговы коммерческой или некоммерческой организацией?

Организация Свидетелей Иеговы на сто процентов финансируется добровольными пожертвованиями. Проверить это можно в любой момент, поскольку их финансовая отчетность всегда доступна налоговым органам, в том числе в нашей стране. Факт в том, что Свидетели Иеговы последовательно выступают против извлечения какой-либо прибыли из религиозной деятельности. Литература предоставляется бесплатно или (в некоторых странах ввиду особенностей налогового законодательства) по себестоимости. Библейские занятия проводятся исключительно бесплатно. Любая коммерческая деятельность в местах встреч Свидетелей категорически запрещена, включая даже простую аренду помещений. Все это резко выделяет Свидетелей на фоне других религиозных конфессий, которым обычно не чужд дух коммерции, будь то размещение "церковных лавок" или оказание платных богослужебных услуг (мы оставим здесь за скобками отношение Евангелия к подобной практике).

Что касается статей расходов организации Свидетелей Иеговы, то это исключительно проекты, связанные с проповеднической деятельностью: издание литературы, строительство типографий и залов собраний, обучение и поддержка миссионеров и проповедников, гуманитарные грузы (обычно в случае стихийных бедствий). Любая растрата фондов в личных целях кого-либо, включая членов руководства организации, категорически запрещена. В мировом центре Свидетелей Иеговы в Нью-Йорке проводятся регулярные экскурсии, так что любой может убедиться в этом своими глазами – руководители Свидетелей Иеговы живут в более чем скромных условиях и вместе со всеми участвуют во всех видах общественных работ (опять же, сравните это с роскошью, в которой утопают высшие иерархи Русской православной или Римско-католической церкви).

Факты не позволяют говорить о Свидетелях Иеговы как о коммерческой структуре. Это полностью некоммерческая, благотворительная организация, что прописано черным по белому во всех их уставах. Обвинение в их адрес в коммерческих интересах служит вполне очевидной цели - разжигание религиозной розни.

Миф 5: Свидетели Иеговы - не христиане ("псевдохристиане", "псевдорелигиозная организация")

Единого и однозначного определения, что считать христианством, а что нет, не существует. Каждая конфессия может по-своему толковать, что считать "истинно христианским", при этом она неизменно склонна связывать с этим понятием то, что свойственно ей одной. Свидетели Иеговы в этом не исключение.

Если исходить их критериев, принятых большинством ученых, христианство - это признание Нового Завета в качестве данного от Бога писания и признание Иисуса Христа как Сына Божия, Господа и Искупителя. В этом смысле Свидетели Иеговы являются "полноправными" христианами, т. к. последовательно выступают в пользу обоих положений. По этой причине независимые религиоведы причисляют их к христианским конфессиям.

Часто подается как факт, что Свидетели Иеговы - некая иудействующая секта, не признающая Иисуса Христа и его божественность. Это не так. Свидетели Иеговы отвергают лишь учение о триединстве Бога, в частности специальный догмат о различении личностей и сущностей Божества - теория, которую ни один серьезный специалист по истории религии никогда не назовет исконно христианской. Кстати сказать, кроме Свидетелей Иеговы, есть и другие конфессии и независимые церкви, не признающие этот догмат, которым при этом никто не отказывает в праве называться христианами.

Миф 6: Свидетели Иеговы запрещены во многих странах

Свидетели Иеговы действуют без официального разрешения примерно в 30 государствах Азии и Африки. Как правило, это фундаментальные тоталитарные режимы либо исламского (Саудовская Аравия, ОАЭ), либо коммунистического (Китай, Северная Корея) толка. В первых обычно запрещены все христианские конфессии, во вторых - все кроме нескольких наиболее многочисленных, "традиционных".

С другой стороны, общество Свидетелей Иеговы действует на законном основании в более чем 200 странах и отдельных территориях, которые включают в себя все демократические и большинство развивающихся стран, в том числе и Россию (на данный момент в Москве Свидетели по решению суда действуют без официальной регистрации, что не является запретом, как некоторые полагают ввиду неосведомленности; кроме того, это является беспрецедентной юридической коллизией, при которой организация зарегистрирована на федеральном уровне, но ограничена на уровне субъекта Федерации). В большинстве этих стран Свидетели действуют уже не одно десятилетие и широко известны как устоявшаяся, общепризнанная религия.

Те, кто использует аргумент о якобы запрете Свидетелей Иеговы в разных странах, забывают упомянуть о двух моментах. Во-первых, во многих из этих стран запрещены все христианские конфессии, в том числе и православие. И во-вторых, режимы, существующие в этих странах, далеки от демократии и прав человека. Мы хотели бы видеть Россию в числе таких государств?

Миф 7: Свидетели Иеговы вербуют (агитируют) граждан

Свидетели Иеговы последовательно исполняют указание Иисуса, данное в Евангелии от Матфея, 28:19: "Идите, научите все народы". Другими словами, занимаются проповедью, разговаривая с людьми от дома к дому – метод, который использовался и ранними христианами. Однако, как обычно, понятия были подменены соответствующими тенденциозными, негативно окрашенными терминами, и сегодня можно услышать или прочитать, что Свидетели Иеговы занимаются "вербовкой", "агитацией" и т. п.

Однако что такое "вербовка" и чем она отличается от "проповеди"? Чем занимался Иисус Христос – вербовкой или проповедью? Можно задать эти вопросы тем, кто использует этот термин, и попросить их объяснить, что они в него вкладывают. Если проповедь Евангелия называть вербовкой, тогда нужно переписать Священное Писание, потому что слово "проповедь" и производные от него встречаются в нем 128 раз, а "вербовка" или "агитация" – ни разу.

Миф 8: Свидетели Иеговы отбирают у людей имущество, квартиры и деньги

Обвинения о мошенничестве или воровстве со стороны Свидетелей Иеговы никогда не подтверждались ни фактами, ни показаниями свидетелей. Ни в одном суде мира еще не удалось доказать факт противоправных уголовных действий со стороны Свидетелей. Аргумент о криминальной деятельности Свидетелей был изобретен искусственно (и мы знаем, кем это было сделано), и это пример одной из самых низких и грязных технологий в межконфессиональных спорах. 

Миф 9: Свидетели Иеговы уходят из семей, отвергают родственников, "разрушают семьи"

Чтобы убедиться в глубине этого заблуждения, достаточно сравнить процент разводов среди Свидетелей Иеговы. В странах, где уровень разводов составляет более 50%, этот показатель среди Свидетелей не превышает 15%, причем сюда включены и те, кто разведен еще до того, как стал Свидетелем Иеговы. В ходе опроса, проводившегося в Москве, было выяснено, что подавляющее большинство Свидетелей категорически не приемлют развод. Достаточно сравнить это с более чем либеральным отношением к разводу среди православной массы россиян (см. социологическое исследование Свидетелей выше на этой странице).

(Кстати, в контексте темы пресловутого "разрушения семей" интересен следующий факт: в Индии, где во многих штатах законодательно закреплена дискриминация христианских конфессий, по отношению к этим конфессиям применяется точно такой же комплекс обвинений: разрушение семей, подрыв традиционных культурных устоев общества и т. п. При этом речь идет о самых что ни на есть традиционных и мировых конфессиях, таких как католицизм, православие и др. Это заставляет глубоко задуматься над подлинными истоками подобной "антисемейной" риторики; над тем, какую долю в ней занимают действительно гуманитарные мотивы и какую - национально-геополитические.)

Журнал "American Ethnologist" пишет: "Свидетелям Иеговы удается лучше, чем членам других вероисповеданий, сохранять прочные брачные узы". На самом деле, Свидетели Иеговы относятся к числу наиболее семейно-ориентированных религий. Львиная доля их публикаций посвящена тому, как правильно и по-христиански разрешать семейные неурядицы. Развод допускается лишь в самых крайних случаях, таких как супружеская измена или физические издевательства со стороны одного из супругов. Кстати сказать, такие же причины допускаются и в православной церкви. Ни о каком разводе из-за несоответствия религиозных воззрений супругов не может быть и речи. Никогда Свидетель не покинет семью из-за своих новых религиозных убеждений, но будет стараться с любовью и уважением уживаться с родственниками, если последние препятствуют ему жить в согласии с верой. Это известно всем, кто знает Свидетелей лично, а не из газет.

В своей литературе Свидетели призывают учиться улаживать семейные проблемы и дают по этому поводу весьма действенные советы. Так, верующие дети и подростки, чьи родители не разделяют их веры, призываются проявлять послушание и уважать родителей даже тогда, когда поведение последних далеко от христианского. Если Свидетель имеет супруга, не разделяющего его веры, ему советуется проявлять нежность и искреннее уважение, проповедуя таким образом свою веру на деле, а не на словах. Осуждается злоупотребление временем в пользу чего угодно, включая религиозное служение, если это идет в ущерб семейным и родительским обязанностям. Однажды в Японии газеты восхищенно писали об отце-Свидетеле, который ради семьи отказался от выдающегося карьерного предложения - для этой страны, где для многих основным приоритетом является карьера, подобное выглядит крайне необычно.

Все это дает свои плоды, и то, чего достигли Свидетели Иеговы в области укрепления семейных уз, замечено и оценено повсюду в мире. Публикации Свидетелей по вопросам брака, семейных отношений и воспитания детей используются в правительственных образовательных программах. На этом фоне обвинения в разрушении семейных уз и отрицании семьи выглядят крайне странно и нелепо. Так называемые родительские комитеты, входящие в состав ряда антикультовых организаций, пытаются использовать именно этот момент как рычаг давления. Безусловно, всегда были и будут родители, недовольные религиозным выбором своих детей; печально то, что такие недовольные родители становятся орудием в руках церкви и других противников свободы вероисповедания.

В этой связи хочется привести большую цитату из уже цитировавшегося выше Л. Левинсона. Она показывает, какова реальная статистика семей, "пострадавших" от сект, и насколько глубоко проникла в сознание общества порочная практика деления религий на хорошие и плохие:

"За более чем 10 лет работы в парламентском Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций (в Верховном Совете РФ он назывался Комитетом по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности), мне много раз приходилось сталкиваться с обращениями родителей, пытающихся бороться с религиозным выбором своих детей. Это были жалобы как на новые культы, так и на традиционные конфессии.

"Моя внучка Маша после окончания Уральского политехнического института ушла в монастырь, – писала в Государственную Думу пенсионерка М.А.Ш. из города Екатеринбурга. – Мы морально к этому были не готовы, поэтому это для нас страшное горе. Но самое страшное в том, что, сталкиваясь с церковью, мы обнаружили непонятные вещи... Девушек кодируют (а ведь это уголовное деяние) на забвение прошлого. Они как попки скороговоркой твердят одно и то же: "Мы для прошлого умерли, у нас нет родителей, у нас нет сестер и братьев". Для девушек нет ни газет, ни ТV, ни радио... Помогите нам в борьбе с той нечистоплотностью, что примазалась к церкви".

Эта бабушка смотрит свой телевизор и видит нарядного упитанного патриарха рядом с Путиным и Фрадковым. Она готова порадоваться куличам и крашеным яйцам, даже, возможно, подать записку за упокой в родительскую субботу. Но поди объясни ей, что как раз яйца и записки, вкупе с патриархом – всего лишь приложение к тому живому христианству, в котором стремится искать Бога ее внучка.

Еще одно письмо. В.В.Б. из города Азова Ростовской области, разыскивая в монастырях РПЦ свою дочь Татьяну, пришел в ужас от иноческого жития: "Игуменья в монастыре – это царь и бог. Без нее в монастыре никто лишний раз вздохнуть не может, не говоря уже о другом. На все нужно ее благословение... Как живут в скитах – видел. Сказать, что они живут как рабы, – ничего не сказать! Это непередаваемо. Хороший хозяин скот содержит значительно лучше".

Эти картины будто бы списаны у Лествичника [автора книги о православном монашестве - мое примечание]: "Простосердечный монах... всегда послушен, совершенно сложивши бремя свое на своего руководителя; и как животное не противоречит тому, кто его вяжет, так и душа правая не противится наставнику, но последует ведущему, куда бы он ни захотел; хотя бы повел на заклание, не умеет противоречить" (слово 24-е).

Сетования бабушки из Екатеринбурга и папы из Азова не находят спроса у антикультистов. Зато в чести родители "жертв тоталитарных сект", создавшие с помощью РПЦ и СМИ легенду о сотнях тысяч "зомбированных" и "кодированных". В действительности таких родителей вряд ли больше, чем "пострадавших" от православия. И это при том, что демонизация "сект" информаторами типа Дворкина увеличивает страх родственников, встревоженных, как правило, самим фактом "вербовки" родного человека в страшную "секту".

Миф 10: Свидетели Иеговы отказываются от переливания крови, что является прямым покушением на здоровье и жизнь

Прежде чем вдаваться в сложную проблематику этого вопроса, важно понять следующее: Свидетели не отказываются от лечения вообще, но ищут такого лечения, которое не включало бы переливание крови. Это большая разница и по сути, и по содержанию. Свидетели Иеговы последовательно и настойчиво ищут бескровных, безопасных, не включающих переливание крови методов лечения, и такие методы существуют в большом количестве.

(Кстати, примечательно, что в ряде религий существуют формы прямого суицида - например, ритуал сантхары в джайнизме, который фактически является добровольной голодной смертью. Или возьмем такое положение ислама, как запрет на вскрытие трупа - снова целый узел юридических, медицинских и этических проблем. Однако ни то, ни другое не вызывает никакого интереса у "сектоведов", что снова разоблачает порочную практику двойных стандартов.)

В этой сложной проблеме есть несколько аспектов. Во-первых, Свидетели Иеговы, а точнее их руководящий совет, не имеет полномочий что-либо запрещать другим членам общества. Каждое решение, принимаемое верующим в пользу того или иного выбора, является его личным решением. По этой причине запрет всей организации на этом основании не является юридически обоснованным. Выдвигать иски против частных лиц, отказавшихся от переливания, также бесполезно, т. к. с юридической точки зрения невозможно оспаривать право пациента на такой выбор.

Это правда, что подавляющее большинство Свидетелей Иеговы откажется от переливания крови в свой организм и запретит делать это по отношению к своим детям. Свидетели будут искать такого лечения, при котором переливание не использовалось бы. Это осознанная религиозная позиция, которая соответствует принципу права информированного выбора пациента. Такое право - выбирать формы лечения - закреплено в законодательствах всех демократических стран.

Приводя в качестве обвинения пресловутый аргумент о крови, обычно приводят и статистику смертей, произошедших в результате отказа от переливания. Приводятся цифры в десятки, сотни, а то и тысячи погибших в разных частях мира. При этом почти никогда не приводится другая статистика - цифры погибших в результате самого переливания крови, а точнее, осложнений, вызванных переливанием. Например, как свидетельствуют данные по США за 70-е годы, только от гепатита, вызванного переливанием, в этой стране гибло 3 500 человек в год. И это статистика тридцатилетней давности, когда еще не буйствовал СПИД - один из главных аргументов против переливания крови в современном мире. Сегодня до половины зараженных ВИЧ в таких странах, как, например, Пакистан, заразились им именно в результате переливания.

То, что переливание крови потенциально опасно, сегодня признается уже всеми ведущими специалистами. Профессор анестезиологии Брюс Спирс выразил мнение многих специалистов, высказав в 2004 г. следующие слова: "Практически нет таких статей, которые бы подтверждали, что переливание улучшает послеоперационное состояние больного". Вопреки сложившемуся стереотипу о Свидетелях как о фанатиках-самоубийцах, лишающих себя благ современной медицины, от переливания крови воздерживается все больше людей, далеких от религии. В США от числа всех "отказников" Свидетели составляют лишь около 15%. Остальные - просто хорошо информированные пациенты, как правило, сами врачи, студенты, а также обеспеченные пациенты, готовые платить за более безопасные "бескровные" (не использующие переливание) методы. Эта мысль выражена и в следующей фразе, принадлежащей доктору медицины Майклу Роузу: "Пациент, соглашающийся на операцию без применения крови, получает самое качественное лечение, какое только возможно".

Зададимся вопросом. Если Свидетель Иеговы, отказываясь от применения крови, по словам доктора Роуза, требует "самого качественного лечения", то не следует ли точно так же поступать и любому другому пациенту, верующему или неверующему, и о каком фанатизме и суицидальном поведении может идти речь?

Практика воздержания от переливания крови, которой Свидетели Иеговы всегда последовательно придерживались исходя из религиозных мотивов, получает все большее признание. Свидетели создали специальные комитеты, чья задача - сотрудничать с больницами и врачами и предоставлять необходимые материалы. Они организуют семинары и конференции, посвященные вопросам альтернативных бескровных методик, и многие специалисты уже выразили им благодарность за подобную активную позицию. По мнению многих, будущее именно за бескровной медициной, и то, что Свидетели первыми подняли этот вопрос и заставили науку искать на него ответы, сыграло на пользу как здоровью многих людей, так и научному прогрессу в целом. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что подготовленный Свидетелями документальный фильм "Альтернативы переливанию крови" был продемонстрирован в Национальной службе крови Великобритании, которая после этого разослала его по всем банкам крови. В сопроводительном письме к фильму, кроме прочего, было сказано: "Фильм заслуживает самой высокой оценки, и Национальная служба крови полностью поддерживает главную идею фильма".

В нашей же стране средства массовой информации, снова выполняя заказ церковных кругов, склонны освещать лишь те аспекты этой комплексной проблемы, которые призваны дискредитировать Свидетелей Иеговы. В результате, как это ни парадоксально, на фоне всемирной тенденции по отказу от переливания крови в качестве общепринятой практики, в нашей стране по-прежнему пестуется образ Свидетелей как сектантов-самоубийц, страдающих от невежественного фанатизма.

В заключение

Все сказанное не должно навести на мысль, что автор этой статьи выступает за полный отказ от контроля за деятельностью религиозных организаций. Конечно, действительно опасные организации криминального характера могут возникать и периодически возникают в разных странах. Однако относиться к ним нужно исключительно с позиций общего уголовного права, наказывая конкретных лиц, организаторов и исполнителей, за нарушение конкретных уголовных законов. Религиозные организации не могут трактоваться как преступные сообщества, когда за конкретные правонарушения руководителей под запрет подпадает целая религия.

Противодействие должно осуществляться не абстрактным сектам, но реальным криминальным структурам, среди которых совершенно необязательно различать религиозные и нерелигиозные. Для этого вполне достаточно стандартного законодательства об организованных преступных сообществах, и нет никакой необходимости в отдельной законодательной базе для регуляции религиозных вопросов - фарс, который периодически разыгрывается Госдумой под давлением лоббистов из известной патриархии. Нередко бывает, что патриархия сама оказывается в шоке от того, к какой тяжелой законодательной гангрене приводят неконтролируемые инъекции сектофобии. Порой начинает казаться, что вот-вот, и с трибуны Госдумы начнут обсуждаться проблемы актуальной эсхатологии, а догмат о единосуществе лиц Троицы будет включен в текст Конституции РФ. Будем однако надеяться на лучшее и верить, что наше государство все же не изберет образцом решения религиозного вопроса модель Саудовской Аравии.

Конечно, никто не просит и не предлагает любить религиозные меньшинства. Совершенно нормально, что в нашей стране большинство населения традиционно симпатизирует православной церкви. Однако мы живем уже не в средние века, и сегодня никакой монополии на веру у одной конфессии быть не может. Крайне важно научиться жить, соседствовать, сотрудничать с представителями разных, пусть даже совсем непохожих, взглядов и верований. Это обязанность гражданина в современном обществе; такая же, как платить налоги или соблюдать правила дорожного движения.

Если вы – непредвзятый журналист, пишущий о проблемах религиозной свободы или деятельности религий, или просто гражданин, пытающийся сформировать собственную осознанную точку зрения, пожалуйста, не поддавайтесь на провокации церкви и профессиональных пропагандистов, работающих под ее крылом. Поступить так и разделить все конфессии на хорошие и плохие – самое простое, что можно сделать. Это требует минимум осведомленности, минимум ответственности и минимум совести. Гораздо сложнее попытаться непредвзято посмотреть на ситуацию и увидеть, что многообразие вопросов веры нельзя свести к формуле "церкви – секты", "традиционные - нетрадиционные", "хорошие - плохие".

Если вас интересует, что представляют из себя Свидетели Иеговы, крайне неправильно обращаться за информацией к третьим лицам, и тем более их религиозным оппонентам. Чтобы целенаправленно получить дозу антикультовой пропаганды, нет лучшего способа, чем руководствоваться публикациями с пометкой "одобрено Московской патриархией". Только о каком свободе выбора и каком праве на достоверную информацию остается в таком случае говорить? Любой, кому интересна деятельность этой конфессии, может придти или позвонить в любое из их мест встреч и получить ответы на все вопросы. Места религиозных собраний открыты и легко узнаваемы, литература предоставляется бесплатно, руководящий центр в Санкт-Петербурге открыт для посещений и экскурсий. Посетите Свидетелей Иеговы, познакомьтесь с ними и составьте свое собственное осознанное отношение к этой религиозной конфессии, свободное от ангажированности. 

Перепечатка с сайта http://chivchalov.narod.ru/