БИБЛИЯ - Синод

 

© 2006-2009 Дискуссионный Клуб ДВА

 
 Христианская апологетика
 Вероучения Свидетелей Иеговы

 С. Перов

Заметки к книге “Внимайте пророчеству Даниила”

 

Содержание

Способы цитирования в книге.

Северный и южный царь.

Главы 13, 14.

Восстанет презренный.

Зенобия – царица Пальмиры.

Англия - Германия.

Корабли Киттимские.

СССР - США.

Несколько слов о Михаиле.

Вместо заключения.

Использованная литература.

 

«Глазами  смотреть будете и не увидите»  Иисус Христос

 

Способы цитирования в книге

Книга «Пророчество Даниила» содержит массу исторической информации, которая призвана подтвердить исполнение высказанных Даниилом пророчеств, и более того подтвердить их исполнение именно в толковании Общества Сторожевой Башни. Казалось бы, чего проще, процитировал, прокомментировал и истолковал, и все пророчества очень гладко ложатся к истории. Однако, читая книгу, сразу удивляешься тому, как приведены цитаты из источников по истории. Вот, например: страница 259 абзац 4, “один историк сказал...”, или “один историк написал...”, или «британский историк пишет...» стр.277 абзац 15.  Но кто эти историки и где они об этом говорили и писали, остается только догадываться и, то не догадаешься. Во многих местах указан только автор, но отсутствует название книги, или наоборот указано название книги, но нет автора. И пойдите, опишите любезный исследователь: Кто? Где? Когда? Или вот еще пример, кто знает, что такое энциклопедия Британика (по всей видимости, именно она имеется в виду), тот может только улыбнуться, когда видит из нее цитату и лаконичную ссылку «Новая Британская Энциклопедия». Интересно и то, что одни источники ссылок указаны на английском языке, другие на русском. Чем при этом руководствовались безымянные уторы книги «Внимайте пророчеству Даниила», неизвестно.

По принятым правилам цитирования, при ссылке, необходимо указать: название книги на языке оригинала, имя автора, год издания, страница, с которой приводиться цитата и по возможности издателя книги. Такой подход отражает корректность и уважение к своим читателям. Такую ссылку легко проверить и убедиться, что все на месте, что цитата не вырвана из контекста и передает именно ту мысль, которую вложил в нее сам автор. Думаю, безымянные авторы книги «Пророчество Даниила» прекрасно знают об этих правилах, но почему-то проигнорировали их.

 Северный и южный царь

Главы 13-16 описывают противоборство двух царей – северного и южного. Приводиться стройный ряд исторических данных, которыми и подтверждают исполнение пророчеств об этом вековом противоборстве. Простой непосвященный                  человек, в истории, как правило, разбирается слабо и мало что помнит со школьной скамьи. А в книге так все грамотно и гладко сходиться, что только удивляешься и даже интересно становиться. Но если заглянуть в историю поглубже и обратиться прямо к историческим данным, не пропущенным через призму книги «Пророчество Даниила», то так ли все гладко выйдет?

 Главы 13, 14

Глава 13 начинается весьма странно, у читателя с первого же абзаца, хотят создать впечатление, что пророчество о противоборстве двух царей длится тысячелетия, вплоть до наших дней, хотя и не приводится ни одного довода и ни одного библейского стиха в пользу такого понимания. Как известно, первое впечатление очень сильно и человек остается под его действием отчасти и тогда, когда объективных причин для этого уже не осталось, и когда человек из опыта уже узнал, что его впечатление противоречит действительности. Но в книге именно этот трюк и используется. Более того последний абзац(39) этой же главы призван закрепить достигнутое впечатление о том, что  цари борются вплоть до наших дней, хотя опять же, ни одного довода или стиха в пользу этого не приводиться. «Как волнует осознание того, что первая часть пророчества о двух противоборствующих царях исполнилась во всех подробностях!» Читая пророчество Даниила из 11 главы вы не найдете ни каких, ни первой части, ни второй с третьей. Его пророчество едино и связно, ничем не разделено. Но на этом этапе главное то, что результат достигнут, -  направление толкований задано. Остальное, как говориться - дело техники.

В 13 главе все предельно ясно, тем более что и другие комментаторы Библии именно так и толкуют данные стихи, относя их исключительно к буквальному царю южному (Египет) и царю северному (Селевкиды) относительно Израиля. Интересно, что и Общество понимает эти стихи буквально, и в абзаце 16 заявляет, что южный и северный цари это цари которые находятся на юге и севере от Израиля – это важный момент.  В последующих главах Общество, без всяких объяснений изменит это простое и естественное понимание слов пророка.

В абзацах 36-38  рассказывается о Селевке IV и Антиохе IV. Их деятельности и подвигах. Однако пророчество Даниила, к ним никоим образом не применяется, хотя и очевидно, что речь в 11: 20, 21 идет именно о них. Например, комментаторы Библии из издательского коллектива Русского Библейского Общества (а там люди грамотные), применяют стихи 20 и 21 из 11-ой главы Даниила, именно к этим двум царям, что подтверждается и историей евреев.

Надо остановиться на  этом месте подробнее.

В книге «Внимайте пророчеству Даниила» стихи 20 и 21 применяются к Августу и Тиберию соответственно. Причем с очень большой натяжкой. Стих 20 гласит:

  «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении. «(Синодальный перевод).

 «Другой взойдет на престол и вышлет сборщика податей, чтобы обобрать красу царства. Пройдет немного времени – и он будет сокрушен, но не открыто и не в бою. «(Перевод Русского Библейского Общества)

 Абзацы 5 и 6, 14-ой главы уверяют читателя, что когда Август послал переписчика по своей империи, он тем самым и исполнил 20 стих 11-ой главы Даниила. Однако следует заметить, что в пророчестве говориться о «сборщике податей» а не о «переписи» населения. Это как-никак вещи разные. Но Общество и тут хочет уверить, что раз «перепись» Августа служила улучшению сбора податей, то этот стих, совершенно спокойно, надо отнести к Августу.  Тем не менее, стараться подогнать «перепись» под «сборщика податей» это уже попытка толкования пророчества, а не следование словам пророка. В древние времена, как впрочем, и сейчас, перепись служила как учету военнопригодного населения, так и прочим деталям, а не только лишь сбору податей.

Независимые комментаторы Библии относят этот стих полностью ко времени правления Селевка IV, который чтобы рассчитаться с римлянами по возложенной на него контрибуции, послал «сборщика податей» по своему царству (смотри комментарии к книге Даниила в переводе Русского Библейского Общества).

Еще один момент, который свидетельствует не в пользу толкования Свидетелей это вторая часть стиха. Даниил говорит, что этот царь «после немногих дней погибнет», но если мы сравним годы правления Августа, который правил с 27 до н.э. по 14 н.э.(42 года) и Селевка IV, который правил только 12 лет (187-175), то станет очевидно, что им не может быть Август, а скорее всего Селевк IV. Даже если принять формулировку Общества, что слова «после немногих дней погибнет» надо считать со 2-го года, года переписи (что совершенно неясно почему), то и тогда у Августа еще останется 12 лет правления.

И наконец, слова «погибнет» или «будет сокрушен» указывают скорее на насильственную смерть. Опять же сравним с историей: Август умер своей смертью в цвете славы, тогда как Селевк IV был предательски убит «не в сражении и не от возмущения».

Восстанет презренный

Глава 14, абзацы 7-10 навязывают читателю мнение, что «презренным» из Даниила 11:21, 22 был именно Тиберий, преемник Августа. Я говорю, навязывают, а не обсуждают и исследуют, потому что исторический материал, представленный в качестве доказательств, является  односторонним и противоречивым. Читателю не дают видеть полной картины исторических событий.

Итак, Даниил в 11: 21 пишет: «И восстанет на его место презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством».  «Презренным» был римский император Тиберий – утверждает Общество в 8-ом абзаце, и тут же заявляет, что «Царские почести были неохотно оказаны ему...». Но ведь пророк, же говорит, не были! «Не воздадут ему царских почестей» - говорит Даниил, значит, Тиберий уже лишь по одному этому сюда не подходит! Но, ни один Свидетель Иеговы не видит и не увидит этих противоречий.

Далее, в разделе «Один почитаемый, другой презираемый» (стр. 249, 2-ой абзац)  приводятся титулы Августа, - «великий понтифик», «отец отечества» - как бы в подтверждение того, что он был почитаемый. Явно хотят создать резкий контраст между Августом и Тиберием. Однако таких титулов у Тиберия было не меньше:

также великий понтифик 15 г.), многократный консул Римской империи (13 и 7 гг. до н. э., 18, 21 и 31 гг.), многократный трибун (ежегодно с 6 до н. э. по 37 г. кроме 1 до н. э. - 3 год н. э.).

 Полный список его титулов:

Tiberius Caesar Divi Augusti filius Augustus, Pontifex Maximus, Tribuniciae potestatis XXXIIX, Imperator VIII, Consul V — Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа, Великий Понтифик, наделен властью народного трибуна 38 раз, император 8 раз, консул 5 раз.

Только Общество Сторожевой Башни почему-то предпочитает умолчать об этом.

Вообще Август представлен в самом привлекательном виде, тогда как Тиберий показан подозрительным, жестоким, льстивым и т.д. Вот, например, приводиться выдержка из римского историка Тацита (стр. 239) где тот говорит, что Тиберий был «лицемером и искусным в коварстве».  И опять Общество Сторожевой Башни упускает возможность представить своим исследователям полную картину. Столь резкую критику со стороны Тацита, историки объясняют принадлежностью последнего к римскому нобилитету, который явно враждебно относился к Тиберию. Но даже Тацит отзывается о Тиберии положительно, до того как Тиберий  стал императором. Другие историки того времени описывают Тиберия весьма положительно, например Филон или Валлей Патеркул. Светоний в своей «Жизни 12 Цезарей» хорошо отзывается о Тиберии. Этих историков почему-то не упоминают при обсуждении.

Если сравнить Августа и Тиберия, то еще далеко не ясно кто был большим тираном.  Август не меньше лицемерил и претворялся перед сенатом, заявляя, что хочет передать власть сенату, и в то же время, держа наготове армию (именно Август создал преторианскую гвардию и расположил ее в самом Риме), - сенат естественно отказывался. Тиберий лишь подражал примеру авторитета. Август убил сына Антония (друга Цезаря), Антулла, когда тот пытался укрыться под статуей Юлия Цезаря. Август приказал оттащить его и убить. Также и  сына Клеопатры, Цезариона, со словами «Не хорошо многоцезарство» приказал убить.

Теперь, если мы снова прочтем стих из Даниила 11:21:

 «И восстанет на его место презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством» (Синодальный перевод),

то сразу возникает вопрос: а почему собственно ангел Бога называет этого царя «презренным» и для кого, в чьих глазах он «презренный»? Общество Сторожевой Башни утверждает, что царь этот, является «презренным» в глазах римского сената! Но разве Богу есть дело до того, кого римский сенат считает «презренным», а кого почитаемым?! Как это должно затрагивать Бога? Разве Бог, делая свое пророчество через Даниила, и желая показать своему народу, какие отношения будут у них с соседними царями, был бы как-то заинтересован взглядами римского сената. Мне кажется – врядли. Разумнее предположить, что «презренным» этот царь является в глазах того, кто делает само пророчество - Бога.

На роль «презренного» скорее подойдет Антиох IV, потому что именно он осквернил и впоследствии посвятил Зевсу, храм Иеговы в Иерусалиме. Именно он учинил эллинизацию евреев со страшными гонениями, казнями, пытками только за то, что те не хотели отречься от Иеговы и его заветов. Такой царь поистине должен был быть «презренным» как в глазах Бога, так и в глазах евреев.

Теперь, в свете данного стиха, будет интересно рассмотреть историю жизни и правления Антиоха IV, потому что именно к нему применяют  стихи 11:21-24, комментаторы Библии (смотри комментарии к книге Даниила в переводе Русского Библейского Общества). В отношении же того, кто ближе подходит под пророчество Даниила – Антиох или Тиберий – судите сами.

Вот как звучит стих 11: 21 в переводе Русского Библейского Общества:

«Другой взойдет на престол – презренный; не будет ему дано величие царское. Он придет нежданно и захватит царство хитрость»

 А история Антиоха IV такова:

«В 175 г. до н.э. Антиох IV вернулся в Сирию из Италии, где долгое время провёл заложником, и сверг узурпатора Гелиодора, убившего его брата Селевка IV Филопатора.

Антиох IV стремился укрепить свой авторитет среди эллинского населения, используя для этого разнообразные приёмы: он регулярно одаривал полисы и греческие храмы, устраивал пышные религиозные празднества. С этой же целью царь совершал и более эксцентричные поступки: знакомился на улицах с первыми встречными из простонародья, демонстративно посещал общественные бани, решал мелкие споры на агоре, во время праздника в Дафне сам исполнял обязанности распорядителя. Некоторые современники видели в этих занятиях проявление простодушия и в насмешку «переименовали» Антиоха в «Епимана» (др. - греч. Επιμανής, «безумный»).

Он также предпринял попытку восстановить военную мощь государства и укрепить царскую власть, за счёт резкого ускорения процесса эллинизации местного населения Сирии и Месопотамии. Рядом с уже существующими городами (например, с Вавилоном) создавались новые полисы. Поощрялось строительство театров, гимнасиев. Некоторые местные храмы посвящались греческим богам (например, самаритянский храм на горе Гаризим). Принимающие греческую культуру получали различные привилегии. В целом, эта политика была довольно успешной и привела к временному подъёму царства.

 Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.

В 170 г. до н. э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок; а в 168 г. до н. э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и лично заклал свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т.д.» (Википедия, Антиох IV)

Очень ярко гонения на евреев описаны в книге 1 Маккавеев:

10 И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского.

11 В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия.

21 вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его,

22 и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал.

23 Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды, и взял скрытые сокровища, какие отыскал.

24 И, взяв всё, отправился в землю свою и совершил убийства, и говорил с великою надменностью.

25 Посему был великий плач в Израиле, во всех местах его.

26 Стенали начальники и старейшины, изнемогали девы и юноши, и изменилась красота женская.

27 Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби.

28 Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом.

56 и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем;

60 они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих,

61 а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали.

(1-ая книга  Маккавеев)

Также следует знать, что у Селевка IV, брата Антиоха, был сын, который имел большее право на престол чем Антиох IV, но наследник престола был отправлен в Рим в качестве заложника, а Антиох занял трон (смотри также «Толковая Библия Лопухина»).

Таким образом, в Антиохе мы видим явное исполнение пророчества Даниила: пришел нежданно, лестью овладел царством, презренный в глазах Бога и евреев за осквернение храма.

Следующие слова Даниила еще больше подтверждают это.

В 22-ом стихе говориться: «И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» (Синодальный перевод).

«Войска будут, как потопом, сметены перед ним и сокрушены, вместе с вождем Завета» (Русское Библейское Общество).

Антиох IV совершил несколько успешных похода в Египет и взял огромную добычу. В 168г. до н.э. Антиох подчинил себе почти весь Египет, в руках Птолемеев осталась только Александрия. Таким образом, Антиох «сокрушил всепотопляющие полчища» своего главного врага, чего нельзя сказать о Тиберии. Тиберий не стремился к расширению границ римской империи, а полностью сосредоточился на внутренних делах государства и укреплении границ. Из истории ясно видно, что Тиберий не сокрушал никаких полчищ. Поэтому попытка Общества Сторожевой Башни убедить читателя в том, что Тиберий сокрушал эти полчища в том смысле, что держал под контролем германцев на границах, выглядит наивно (смотри стр. 236, абзац 10 в книге «Внимайте пророчеству Даниила»). Сокрушать и сдерживать не одно и тоже.

Даниила 11:24 продолжает эту тему завоеваний:

 «Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени»

Но как мы уже знаем, Тиберий ничего этого не делал, он занимался почти исключительно внутренней политикой своей огромной империи. Он не входил в плодоносные страны и области и не грабил их. Тогда как Антиох именно, так и поступал, он разграбил (и не один раз) Египет, Палестину и другие соседние области. Общество же, никак не комментирует это место. Просто как-будто этих слов и нет вовсе (смотри стр. 238,239, абзацы 13-15). 

Интересно, что этот стих в Переводе Нового Мира (в русской и английской его версиях) звучит несколько иначе:

«В безмятежное время он войдет в лучшую часть подведомственной области и будет делать то, чего не делали ни его отцы ни отцы его отцов. Он будет разбрасывать среди них награбленное, добычу и имущество...». Создается впечатление, что этот царь вошел в свою же землю и грабил ее.

Вот так звучит данный стих в переводе Русского Библейского Общества:

«Нежданно придет он в самые изобильные края и станет творить то, чего не творили ни отцы, ни отцы отцов его. Он будет расточать добычу, поживу, богатства, станет злоумышлять против твердынь – до времени»

Здесь никак нельзя заключить, что речь идет о его же собственной стране, которую он ограбил. Да и что особенного в том, если царь вошел в одну из областей своего же государства?! Для того чтоб узнать это, пророчества не нужны.

Комментируя, на странице 239 абзац 13, слова «он совершит то, чего не делали отцы его», Общество Сторожевой Башни уверяет, что Тиберий был самым жестоким правителем Рима, которые были до него и этим отличался от отцов своих. Что ж, наверно придется вспомнить, хотя бы Суллу - диктатора Рима с 82г. до н.э.  В годы его диктата Рим подвергся террору, который вряд ли был меньше террора Тиберия. В империи действовали специальные карательные легионы, в некоторых городах Италии (Пренесте, Эзерния, Норба) уничтожалось мужское население, массовое уничтожение своих противников, кровавые проскрипции (Сулла объявлял имя своего противника, и тот, кто приносил его голову, получал награду), убийства знатных людей ради конфискации их имущества и многое другое.

Как видно, Общество Сторожевой Башни в своем толковании пророчества Даниила, берет из истории только то, что им выгодно и оставляет за кадром то, что не выгодно. Это ли искреннее исследование Библии?!

В противоположность Тиберию, Антиох IV, например, осквернил храм Бога, чего не делали отцы его. Более того, ему удалось захватить почти всю территорию Египта, чего тоже не смогли сделать отцы его во время противостояния со своим главным врагом – царем южным.

 Что же касается «вождя Завета, « о котором говориться в стихе 22(данный стих перекликается со стихами 28, 31, которые явно указывают на действия Антиоха IV  168г.), то здесь, комментаторы по-разному объясняют это выражение. Одни относят его к Израилю, так как они есть народ завета и через них все остальные народы придут к Богу, через них придет и искупитель (смотри комментарии к переводу Русского Библейского Общества). Другие относят это выражение к первосвященнику в храме Иеговы. Так или иначе, но Христос не был вождем завета с евреями, он стал вождем завета с христианами.

И еще один вопрос, касающийся римской империи как царя северного. На каком собственно основании Общество Сторожевой Башни считает, что римская империя, начиная с Августа, стала новым царем северным? Рим, как известно, находиться на западе от Израиля. Но в книге эта преемственность никак не объясняется.

Ко времени правления Тиберия, Рим захватил как Египет, так и Сирию, два царства, принадлежавшие ранее царю южному и царю северному соответственно. Так почему же Рим стал именно царем северным (а не, скажем, - южным), ведь он в данном случае владел землями и того и другого. Это вопрос важный и он станет еще более значимым в дальнейшем обсуждении. Забегая вперед, скажу, что все последующие стихи 11: 21-45, комментаторы Библии применяют к Антиоху IV.

 Зенобия – царица Пальмиры

 Обсуждая стихи из Даниила 11:25,26, в книге «Внимайте пророчеству Даниила» внимание читателя переводиться на римского императора Аврелиана. Только что, в предыдущем абзаце говорили о Тиберии и тут же заговорили об Аврелиане. Новое время действия, новый царь. Однако если прочесть стихи с 21 – 45, мы не найдем какого-нибудь разграничения царей, все выглядит слитно, связно и речь явно идет об одном и том же царе – «презренном». В противоположность этому в предыдущих стихах Даниил четко разграничивает и отделяет царей, например стихи 20, 10, 7, 5.

Возникает естественный вопрос, а каким, вообще, образом Общество Сторожевой Башни идентифицирует царей северного и южного. Или это делается по принципу Остапа Бендера, «по больше непонятного»?! Или это совершенно вольная, интерпритация слов Даниила с целью навязать свое видение пророчества, а не старание искренне в нем разобраться. Но как говориться: дальше в лес – больше дров.

Читая абзацы 16 – 18, из главы 14 надо помнить, что и Египет и Пальмира в то время были римскими территориями и то восстание, которое подняли Зенобия и ее муж, было именно восстанием против «законной» власти царя северного.  А значит говорить о каком-то реальном царе южном, в лице Зенобии, не приходиться, ибо трудно назвать реальным противоборством двух царей, - мятеж подчиненного и подавление этого мятежа. Зенобия захватила Египет в 269г до н.э. и уже через 2 года (272г) мятеж был подавлен. С таким же успехом и восстание Спартака можно было бы назвать царем южным или царем северным.

Более того в период правления Аврелия, римская империя буквально трещала по швам от восстаний и вторжений извне. Например, германское племя ютунгов даже вторглось вглубь самой Италии, а племя алеманнов на Апеннинский полуостров.

Это вынудило Аврелиана строить дополнительные стены вокруг Рима.

Более того, на Рейне, остатками Галло-Римсокй империи правил Тетрик, котрый представлял большую угрозу чем Зенобия с мужем. (смотри  М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998).

Очень любопытна итерпритация Общество Сторожевой Башни слов «но не устоит, потому что будет против него коварство» из 25 стиха.

 Для начала сравним этот стих в разных переводах.

«Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство.»(Синодальный перевод)

 «И возбудит силу свою и сердце свое против царя южного, с многочисленным воинством; и южный царь выступит на войну с многочисленным и весьма сильным воинством, но не устоит, ибо составятся замыслы против него. «(Перевод Макария)

 «Всю свою силу и пыл обратит он против царя южного, пойдет на него с великим войском. Царь южный с великим, очень сильным войском выйдет на бой, но не выстоит: против него составят заговор. «(Перевод Русского Библейского Общества)

Вот теперь, вопрос,: какой из царей не устоит, северный или южный?

Ответ очевиден – южный царь не устоит. Это самое естественное понимание в данном стихе, конструкция стиха с предлогом «но», указывает, что это относиться к царю южному, который выступит на войну, но не устоит.

Однако теперь посмотрим данный стих в переводе Нового Мира:

«Он соберется с силами и настроит свое сердце против южного царя с великим войском, и южный царь будет готовиться к войне, имея чрезвычайно великое и сильное войско. Но он не устоит, потому что против него будут строить замыслы»

Опять же вопрос к этому стиху: кто из двух царей не устоит? И ответ уже не так очевиден. Обратите внимание, что перед предлогом «но» стоит точка, а не запятая как в трех предыдущих. Данный перевод стиха позволяет трактовать его двояко, как больше нравиться. Надо царь южный – будет южный, надо северный – будет северный. Именно так и делает Общество Сторожевой Башни в 16 абзаце своей книги, там, в квадратных скобках, вставлен [царь северный].

Обществу Сторожевой Башни нужен царь северный, потому что 26-ой стих, продолжая мысль, говорит о том, что его коварно предадут «участники трапезы его», а  Зенобию, как известно, никто не предавал. Следовательно, необходимо подогнать под это описание кого-то другого. Подкорректируем немного текст Библии, чтоб не так ясно было о ком идет речь и... - а тут еще, как на удачу, и Аврелия убили заговорщики (что впрочем, не редкость в римской истории) - и дело в шляпе, как выражается веселый народ фокусников. Это очень напоминает фразу: «казнить нельзя помиловать» - в  зависимости от того где поставите знаки препинания, такой смысл и получите.

Вообще, хоть Общество Сторожевой Башни и хвастается непрестанно тем, что их перевод написан современным русским языком, но от этого он более понятным не становиться. Порой такое чувство, что перевод делали вообще не русские люди.

 А между тем, Аврелия убили только в 275г до н.э. во время его похода против персов. Этот инцидент никак не связан с войной против Зенобии, потому, как и царицы Зенобии к тому времени уже не было (после триумфа Аврелия в Риме, ее выдали замуж за римского сенатора).

Тогда как, если мы обратимся к Антиоху IV, то увидим как во время его похода на Египет в 170г, царь Египта Птолемей VI Филометр бежал; историк Полибий объясняет это интригами его приближенных. (Смотри также 1 Маккавеев)

Когда непредвзято читаешь стихи из Даниила 11: 21-24, то ясно видно, что это только прелюдия к последующему повествованию. В этих 4-х стихах пророк только, в общем, затронул деяния «презренного» царя, в последующих же стихах с 25-45 он детально описывает его подвиги.

 Англия - Германия

Эстафета преемственности царя северного и царя южного переходит к Германии и Англии соответственно. Последние абзацы(21-26), главы 14  и первые абзацы(1-5), главы 15, вводят читателя в совершенно новый мир, новую политическую обстановку и представляют ему новых царей северного и южного. Но сколько-нибудь внятного объяснения тому, почему теперь этими царями должны считаться Германия и Англия, не дается (как было, и в случае с римской империей).

Есть только несколько неясных намеков на то, по какому принципу их идентифицируют:

  1. Германия и Англия стали или стремились стать империями (глава 14 абз. 26; глава 15 абз. 7).
  2. Англия во время. Первой Мировой войны аннексировала Египет, который ранее являлся царем южным (глава 14 абз. 27).
  3. Подъем в развитии «техники, экономики, культуры, межконтинентальных связях» (глава 15 абз. 1).

Но непосвященный читатель спросит, к чему все эти пародии и акробатические трюки? Ведь в пророчестве Даниила ничего этого нет. Там просто сказано о царе южном и царе северном, т.е. двух царях на севере и на юге относительно иудейского государства.


Но ведь даже школьник знает, что Германия лежит южнее Англии и, следовательно, по логике, должна бы быть царем южным. Однако интересно заметить, что теперь Общество Сторожевой Башни не берет в расчет север и юг, указанные самим пророком Даниилом, и чего само Общество совсем недавно придерживалось (смотри главу 13 абзац 16). Это и естественно, Обществу Сторожевой Башни нужен новый критерий для опознания этих царей, потому как иначе, Германия и Англия никак не подходят на эти роли. Вот Общество и выдумало свои собственные критерии, по которым и будет в дальнейшем, с успехом и прозорливостью их идентифицировать.

В главе 14 абз. 27, Общество Сторожевой Башни все же пытается придать Англии какую-то связь с югом, заявляя, что Египет был захвачен Англией. Однако, следуя этой логике, Сирию должна бы захватить Германия, но она, как на зло, этого не сделала. Общество Сторожевой Башни чувствует этот недостаток и в абзаце 7 из 15 главы заявляет: «Кайзер Вильгельм отправился в землю древнего царя северного, или занял на земле такое же положение, как древний царь северный. Каким образом? Он создал имперское правление, приспособленное для расширения Германского рейха...». Тут надо заметить, что в начале XX века Германия была не единственной империей и не только она стремилась к расширению своих границ. Вспомним, например, Османскую империю (кстати, Сирия принадлежала именно ей, а Англия воевала с ней в. Первую Мировую войну), или Россию, Францию, Китай.  Как видно, сюда подойдет кто угодно. Как в анекдоте: сколько будет 2*2? А сколько надо?

Глава 15 абз. 9 заявляет откровенную ложь о том, чего ждали Свидетели Иеговы в 1914г. Они ожидали конца этого мира и Армагеддона, того что все земные царства будут уничтожены. Это ясно высказано Расселом в его книге «Время приблизилось»  Библейская хронология,  гл. 2:

 «В этой главе мы представляем библейское доказательство того, что полный конец времен язычников (т.е. полный конец их позволения на господство) наступит в 1914 году н.э., и что эта дата засвидетельствует распад правления несовершенных людей. И, заметьте, если это окажется фактом, твердо основанным на Св. Писании, то оно докажет ... оно подтвердит, что Божье Царство, организованное в силе, будет на земле еще до этой даты, и затем ударит и сокрушит языческий истукан (Дан. 2: 34), полностью поглощая власть этих царей».  

 Наивно также читать в этом же абзаце о том, как действовала Германия против «святого завета», - она якобы не признала начало правления Царства Бога.   А позвольте узнать, а кто признал это из всех других земных правительств?! Следовательно, все действовали против «святого завета»?! В противоположность такому надуманному толкованию, сама история Антиоха IV и еврейского народа времени его правления, ясно показывает, как исполнились эти слова.

 Корабли Киттимские

 Даниила 11:29,30 говорит: «В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход его не такой будет, как прежний. Ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом и возвратиться, и озлобиться на святой завет и исполнит свое намерение и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета»

В переводе Нового Мира данный текст звучит так несуразно и коряво,  что разобраться, без помощи других переводов, о чем там говориться, достаточно сложно. Чего только стоит фраза: «возвратившись, он разразиться угрозами против святого соглашения». Без смеха, читать такое нельзя!

Итак, корабли Киттимские  - кто это? Общество Сторожевой Башни в 13 абзаце, 15 главы своей книги, заявляет, что Киттим представляет собой как Кипр так и «запад в целом, и особенно морской запад», при этом ссылаясь на энциклопедию Зондервана.  Запад в целом, - довольно широкое понятие. Следует ли нам отнести сюда и Северную Америку? Имел ли ввиду и ее, Даниил?

Дело в том, что тут, Общество искажает мысль первоисточника цитаты. Комментарии, которые я просмотрел к слову Киттим, все говорят, что это понятие распространялось на Кипр, а также на острова и прибрежные страны Средиземного моря, лежащие западнее Палестины, как то:  Греция, Македония, Италия(см. Энциклопедия Брокгауза, Толковая Библия Лопухина, Библейский словарь В.Вихлявцева, Комментарии к переводу РБО). Например, евреи II века до н.э. распространяли понятие Киттим на Македонию. В 1 Маккавеи говориться: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него...» (1 Маккавеи 1:1)

Но Общество Сторожевой Башни старается распространить понятие Киттим на Англию и даже на Америку (см. абзацы 13,14), о которых во дни Даниила не было никакого представления.

Еще один очень важный момент здесь, это то, что Общество в своем толковании смешивает два разных понятия. Как уже говорилось ранее, Англия, по толкованию Общества, представляет собой царя южного, но в абзацах 13 и 14, она, же представлена и кораблями Киттимскими, что явно противоречит одно другому.

Читая слова Даниила из 29 и 30 стихов, ясно видно, что корабли Киттимские представляют третью сторону в конфликте между царем северным и царем южным. Даниил показывает, как Киттим вмешивается в их войну. Тогда как по версии Общества Сторожевой Башни, корабли Киттимские и царь южный – одно лицо.

Поэтому не случайно, что в книге «Внимайте пророчеству Даниила», стихи 30 и 31 дробят на четыре части(30а, 30б, 31а, 31б) и толкуют вне их контекста и без взаимосвязи их, между собой.

Это еще раз видно на примере слов из 11:31, где Даниил упоминает о мерзости запустения(см. абзацы 23, 24). Даниил пишет: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения».

Кто поставит «мерзость запустения»? Даниил говорит, что «и поставлена будет им». Кем им? Чтоб это понять, надо обратиться к предыдущим стихам, которые говорят о царе северном. Следовательно, царь северный поставит эту «мерзость запустения».

Далее, царем северным по уверениям Общество Сторожевой Башни на тот момент являлся Гитлер или Нацистская Германия, а мерзостью запустения Лига Наций и ее преемница ООН. Но дело то в том, что Гитлер и Нацистская Германия не учреждали Лигу Наций и тем более ООН (Германия присоединилась к Лиге Наций только в 1926г, спустя 7 лет после ее основания). Их к тому времени уже не было. Значит, или «мерзость запустения», это не Лига Наций или царь северный, это не Германия. А вернее всего, ни то ни другое.

Но как ловко Общество Сторожевой Башни, проворачивает подобные трюки. Надо отдать им должное. А правоверный брат или сестра только ушами хлопают и все скушают. Потому как они верные, они не приучены задавать вопросы и искать ответы.

Теперь вернусь немного назад, к абзацам 20 и 22, где обсуждается «осквернение Святилища» и «прекращение ежедневной жертвы». Даниил в 11:31 сообщает, что войско царя северного осквернит Святилище и прекратит жертву. Общество Сторожевой Башни в 22-ом абзаце применяет это к гонениям Гитлера на Свидетелей Иеговы в оккупированных странах.

Что есть Святилище и ежедневная жертва, в понятии Свидетелей Иеговы? Святилище, как объясняет само Общество, это «духовный двор» небесного храма, в котором служат помазанники. Но в этом дворе не служат «другие овцы», так как они не помазаны Богом в соцари Христа. «Другие овцы» служат во дворе язычников, т.е. ином дворе, не в Святилище. Это знает почти каждый Свидетель Иеговы. Таким образом, Гитлер никак не мог осквернить Святилище, по той простой причине, что Руководящий Совет (а именно он является официальным представителем класса помазанников на земле) находиться в Америке.

Тот же парадокс и с ежедневной жертвой. Ежедневная жертва - это хвала Богу, которая звучит по всей земле, во время служения Свидетелей Иеговы. Но и тут Гитлер был бессилен прекратить ее, потому как он не смог добраться до Свидетелей Англии, Америки, Швеции, Австралии и др.

Само Общество Сторожевой Башни, противоречит себе же в абзаце 22, где сначала говорит, что жертва хвалы была прекращена и тут же заявляет, что «несмотря на страдания помазанные христиане вместе с «другими овцами» продолжали проповедовать»

После всей этой путаницы и неразберихи, чтобы понять слова Даниила, следует вспомнить Антиоха IV и его осквернение храма Иеговы в Иерусалиме. История ясно и просто показывает, как исполнилось пророчество об осквернении Святилища, о гонении на «святой завет», о прекращении «ежедневной жертвы», об установлении «мерзости запустения» и др. Для чего что-то выдумывать и вводить людей в заблуждение?

 СССР - США

Начиная изучать главу 16, книги «Внимайте пророчеству Даниила», с первого же взгляда на первую страницу, становиться ясно, о ком пойдет речь. На странице 271 представлены Советский Союз и США, во всей их мощи.

Образ создан, можно приступать к обсуждению пророчества. 

Первый абзац, сразу же, настраивает читателя против СССР: «В Америке в основе деятельности лежит свобода,  в России – рабство» пишет историк Алексис де Токвиль, причем еще в 1835 году. А собственно, причем тут государственная форма правления. Разве это как-то поможет Обществу Сторожевой Башни опознать царя северного и южного? Что собственно Общество Сторожевой Башни хочет сказать читателю, данной цитатой? Сказать, этой абсурдной цитатой, ничего нельзя, а создать негативный образ можно. Именно это, Общество Сторожевой Башни и делает.

Вот только Общество Сторожевой Башни забывает привести нам цитаты из историков, которые изучают американский геноцид в отношении индейцев. По подсчетам, до переселения европейцев в Америку, численность индейского населения составляла от 2 до 4 миллионов, а к началу XX в. их осталось 200 000(!). Вот вам и американская свобода. Все от чего американцы освободили индейцев, так это от их земель, их еды, их культуры, их языка и наконец, жизни. Свобода!

Почему бы Обществу Сторожевой Башни не вспомнить про «Закон о переселении индейцев» 1830г, по действию которого создавались концлагеря и куда сгоняли целые племена на голодную смерть. Почему бы Обществу не вспомнить, хотя бы, лагерь в Оклахоме, где основная масса людей умерла от голода. Некоторые защитники американской свободы говорят, что индейцы вымерли от болезней, принесенных европейцами, но это откровенная ложь.

Посмотрите на Латинскую Америку! почему-то там индейцы не вымерли, а живут и сегодня, - смешались с испанцами, португальцами и образовали новые народы. Почему!? Потому что их не стремились уничтожить любой ценой, как это сделали американцы в свободной Америке.

Или давайте вспомним работорговлю африканцами. Именно в Северной Америке работорговля приняла наиболее зверские формы. По подсчетам, ко времени отмены рабства, в Америке насчитывалось почти 4 500 000 негров-рабов, плюс, на каждого живого раба приходиться по 3 умерших во время перевозки их из Африки в Америку, или убитых во время охоты на них в Африке.

Рабство в Америке, отменили только после гражданской войны, которая завершилась в 1865г. Хотя безусловно не это было целью и причиной войны, а просто требовалось привлечь на свою сторону побольше народу. Так что, цитата Таквиля из 1835г выглядит какой-то насмешкой, на фоне реальной истории.

Еще в 1960-х годах, белый, спокойно мог убить африканца за то, что тот занял его место в автобусе (этот случай описан у Мартина Лютера Кинга).

Кем бы вы предпочли быть в то время, индейцем и африканцем в свободной Америке или крестьянином в рабской России?

Общество Сторожевой Башни всегда предоставляет только одностороннюю информацию, а рядовые Свидетели Иеговы мыслят только образами, они не способны мыслить категориями, не способны к анализу того, что им пихают.

 Абзац 2, 16-ой главы, опять же, только намекает, но не объясняет внятно, каким образом эстафета перешла от Германии к СССР. Восточная Германия присоединилась к коммунистическому блоку, а западная к Англо-Американскому. А ведь там была еще одна часть, которая осталась под управлением Франции.

Классический пример того, как Общество Сторожевой Башни умеет смешивать понятия, ярко виден во 2 абзаце. По предыдущему чтению, Общество заявляло, что Англия стала царем южным тогда, когда захватила Египет, землю исторического царя южного. Однако теперь, Общество хочет показать, что СССР стал царем северным тогда, когда захватил восточную Германию, которая месяцем ранее, сама была царем северным.  Но позвольте, причем тут Германия? По логике Общества, СССР должен бы захватить Сирию! Иначе, получиться, что и Англия с Америкой тоже стали царем северным, так как и они ведь захватили часть Германии. Или почему бы тогда не сказать, что СССР, чтобы стать северным царем, требовалось захватить Рим, ведь он тоже когда-то был царем северным. Тут, как видно, темный и дремучий лес! 

Так же и то, что СССР и США были наиболее мощными силами мира в XX веке, еще не доказывает, что они являлись царями северным и южным. У пророка Даниила, такого критерия опознания нет. Более того, во время противостояния Селевкидов и Птолемеев, рядом с ними существовали и более мощные государства – Рим и Карфаген, которые тоже вели непримиримую войну, однако не они стали царями севера и юга. И это не мешало определять царем северным - Сирию, а южным - Египет. Так что, мощь и глобальное противостояние это еще не фактор для опознания. Ибо тогда, сюда можно было бы отнести и Китай, он ведь тоже противостоит Америке. Там тоже запрещают и преследуют деятельность Свидетелей Иеговы.

Абзац 3 и 4; «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью» Даниил 11: 32. Общество Сторожевой Башни относит эти слова к СССР времен второй Мировой войны, когда якобы власти Союза вошли в связь с Православием, и приводит цитату из книги «Религия в Советском Союзе». Вот только надо заметить, что по утверждению самого же Общества Сторожевой Башни, царем северным во время второй Мировой войны являлась Германия, а не СССР. Но для толкования слов Даниила, Обществом Сторожевой Башни, такие прыжки не новость. Абзац 7 демонстрирует нам непоследовательность и путанность в толковании; там заявляют, что слова «во время страдания своего будут иметь некоторую помощь» исполнились, когда Англия разгромила Германию, тем самым освободив Свидетелей Иеговы от гонений царя северного. Как видно Общество Сторожевой Башни возвращается к Германии, хотя двумя абзацами ранее утверждало, что в данный момент, СССР является царем северным. Более того, разгром Германии повлек за собой полное освобождение немецких Свидетелей, а не «некоторое», как говориться в пророчестве.

Если оставить демагогию Общества и беспристрастно посмотреть на историю, то невооруженным глазом видно, что слова из 11:32-37 исполнились в период правления Антиоха IV Епифана (по-гречески — «воплощение бога, Богоявленный»)

Вот как эти события описаны у Маккавеев:

10 И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского.

11 В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия.

12 И добрым показалось это слово в глазах их.

13 Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.

14 Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому

15 и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.

43 И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.

48 и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, ...    (1 Маккавеи 1)

 Абзацы 15-17 наполнены противоречиями и бессмыслецами Общества Сторожевой Башни. Так как явной войны между СССР и США никогда не было, то Общество пускается во всяческие авантюры, только бы предать хоть какую-то видимость исполнения слов из 11: 40,41. Теперь сюда вплетают Германию и Первую и Вторую Мировые войны, хотя это должно бы касаться исключительно СССР и США. Но так как противостояние СССР и США явно не тянет на описание данное Даниилом в стихах 40 и 41, Общество Сторожевой Башни, как было уже не раз, с легкостью смешивает понятия. Они распространяют эту войну на весь XX век.

А на самом деле, вот как описано исполнение этих слов пророка у Маккавеев:

16 Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами,

17 и вошел он в Египет с сильным ополчением, с колесницами, и слонами, и всадниками, и множеством кораблей;

Интересна трактовка стиха 41а, «И войдет он в прекраснейшую из земель [духовные владения народа Иеговы]» - повествует Общество в 16 абзаце, применяя исполнение этого стиха к СССР, который преследовал отдельных Свидетелей. Но если вспомнить, что именно Америка арестовала и посадила в тюрьму Рутерфорда с сотоварищами (все руководство организации), то может показаться странным, что не Америка есть царь северный и что, это не она вторглась во «владения духовного народа Бога». Общество Сторожевой Башни как будто и не замечает этого факта.

Абзацы 18,19 рассказывают читателю, как исполнились слова из 11:42,43 «не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта...».  В абзаце 19 Общество Сторожевой Башни заявляет: «Завладел ли царь северный сокровищами Египта? Несомненно, он сильно влиял на то, как царь южный использовал свои денежные ресурсы». Помилуйте, господа, но если так рассуждать, то окажется, что  и царь южный тоже завладел «сокровищами» царя северного, так как Америка, то же, сильно влияла на то, как СССР тратит свои ресурсы. Вы уж как- нибудь определитесь с понятиями, а то ведь вы придете к тому, что это пророчество вообще не исполнилось, так как царь северный, ничем, как будто, и не завладел. Как говорил Лотман, «прежде чем затевать дискуссию надо определиться с терминами». Добрый совет для анонимных и вольных толкователей Общества Сторожевой Башни.

«Слухами с востока и севера», о которых говорит Даниил, оказались восстания, начавшиеся на севере и востоке империи Антиоха IV в то время, когда он вел войну с Египтом. Это заставило его вернуться, и вскоре он погиб.

Слова «под конец же времени» из 11:40, могут быть отнесены к завершению противостояния этих двух царей, закончившегося со смертью Антиоха IV. В Библии такие выражения не всегда означают буквальный конец человеческой истории.

 Несколько слов о Михаиле

Общество Сторожевой Башни представляет архангела Михаила как Иисуса Христа в дочеловеческом существовании. Однако интересны некоторые места писания, которые могут опровергнуть эту точку зрения.

Даниил 10:13 называет Михаила «один из первых князей», следовательно, таких как Михаил, существует несколько. Но Иисус есть единственный и единородный сын Бога. Таких как он больше не существует. В 10 главе Даниила рассказывается как ангел, с которым говорит Даниил, борется с «князем Персидским», которым, очевидно, является один из демонов. Можно ли поставить на один уровень демонов и Иисуса.

В письме Иуды 9-м стихе говориться, что Михаил не смел, произнести укоризненного суда на Дьявола. Однако Иисус Христос - смел, и не раз. И не только произнести суд, но и неоднократно изгонять его. Например, в Иоанна 8:44, Иисус прямо и без всякого стеснения осуждает Дьявола. Следовательно, Михаил и Иисус не одно и тоже лицо. 

Вместо заключения

Если Свидетель Иеговы, полностью прочитал эти заметки, то, наверное, сейчас он добродушно посмеивается, говоря: «вот надо же было человеку все это писать, ведь ночи, наверное, не спал, и кого только он хочет убедить этим!?»

Зная Свидетелей Иеговы, я заранее предвижу такую их реакцию. Но это не от того, что они люди глупые, злые или равнодушные, - нет. Нет!  Напротив, многие из них люди искренне верующие, порядочные и душевные.

Однако такая реакция будет почти у них у всех. Потому что сами они никогда не занимались серьезными изысканиями и исследованиями Библии, хоть постоянно и говорят, что являются исследователями Слова Бога. Да и зачем? Вся их система построена так, чтобы человек как можно меньше занимался исследованиями. Всю их деятельность со словом Бога, можно назвать заучиванием и постоянным повторением себе и окружающим, слов из Сторожевой Башни, но никак не исследованием Библии. Они, по сути, даже не знают, что это такое. Они привыкли, что два раза в месяц приходит Сторожевая Башня и там уже все написано, все исследовано, выяснено, вопросы-ответы, им только осталось прочитать и согласиться. Зачем искать, ломать себе голову, думать, спрашивать, копаться в пыльных полках?!

Если Свидетель Иеговы, встречает в тексте какое-то противоречие, несоответствие или непоследовательность, он никогда не старается разобраться в спорном месте и выяснить его значение в каких-либо независимых источниках. Он никогда не начнет своего исследования. Все что, он постарается сделать в данном случае, это убедит себя в том, что все верно. Что ничего страшного в этом нет. Что Благоразумный Раб все знает. Он станет перечитывать тот абзац несколько раз, даже обратиться к другим публикациям Общества, где сказано примерно то же, и наконец он заставит себя поверить, что все сходиться, он все понял и ему все ясно. «Ну а если не совсем все ясно, то надо подождать разъяснений от Общество Сторожевой Башни» - скажет он себе и совершенно забудет взволновавший его вопрос. Ему никогда не придет в голову спросить: «а может, здесь все таки неверно написано, ведь они же тоже люди?!». Но такой вопрос Свидетелю Иеговы, просто не доступен. Общество непрестанно твердит ему, что не надо критически мыслить и критически относиться к тому, что мы вам говорим – принимайте все без вопросов. Вот это и есть их исследование Библии.

 Они поработили свою совесть, волю, ум и веру, Благоразумному Рабу. Благоразумный Раб для них, почти что Бог, эти два понятия для них слились в одно, и они уже не осознают этого. Если говорит Раб, значит, это говорит Бог. Они просто не способны начать задавать вопросы относительно того, что делает или говорит Раб. Раб для них – это уже не человек и не группа людей. Это что-то сакральное, что-то божественное, озаренное лучами света, от кого исходит только истина. Подвергать сомнению слова Раба есть почти грех и маловерие. Они не способны взять на себя прямую, личную ответственность перед Богом, а предпочитают, чтоб Раб, был как бы посредником между ними и говорил им как надо им думать, верить, чувствовать, жить. Они похожи на солдат, которые учинили зверства и только и могут сказать: «нам приказали!».

Они давно забыли слова Писания, что «каждый за себя даст отчет Богу» и предпочитают, чтоб это сделал за них Раб. Они есть рабы Раба.

«Они обещают вам свободу, будучи сами рабами» - иронично, но руководящий совет Свидетелей Иеговы называет себя Верным Рабом.

«Проклят тот, кто надеется на человека...» - говорит Писание. Да и стоит ли доверять и надеется на человека, которого, вы даже не знаете. А книга «Внимайте пророчеству Даниила» является анонимной, как впрочем, и вся литература Общества. И ни один Свидетель Иеговы, не знает кто ее автор.

 Думаю, единственная цель всей книги и всей этой пустой болтовни – заставить людей поверить, что Армагеддон вот-вот придет. А если он вот-вот придет, то вам надо бояться, и  искать спасения у нас, Свидетелей Иеговы, иначе...

Во главу угла служения Богу ставиться страх, а не любовь и вера. Но как все это уже знакомо.

Мне кажется, что я собрал достаточно исторических свидетельств опровергающих картину, представленную в книге «Внимайте пророчеству Даниила». Если же кому-то покажется мало, то, воля ваша – ищите, исследуйте, проверяйте, но только не молчите как бессловесное животное. Бог каждому из нас дал ум, совесть и сердце. Бог и спросит с каждого.

Но самый важный обличитель их лжи и напрасного пустословия – Иисус Христос. Иисус сказал своим ученикам, что вы не можете знать ни дня, ни часа, и не ваше дело это знать, а значит и нигде в Библии не может быть каких–либо засекреченных тайных данных, цифр, хронологий, которые бы открыли нам тот день и час, или хотя бы столетие. В этом просто нет необходимости. Верным и искренним христианам нечего бояться, и когда бы тот день ни пришел это никак не повлияет на их веру. Потому что их вера не зависит от знания дня и часа. В этом то и заключается главная мысль Христа – будут ли люди верить и ждать без всяких условий. «Когда придет Сын Человеческий, то найдет ли веру на земле?!»

Но Общество Сторожевой Башни ведет себя в этом вопросе подобно одному протестантскому проповеднику, который сказал: «Я стараюсь выяснить не день и час, а год (!) его пришествия».

Вот так и живут миллионы Свидетелей, в свете и истине Раба.

 Впрочем, как мне кажется, ни один правоверный Свидетель Иеговы не станет читать этих заметок. Как только он почувствует угрозу своей вере, он бросит читать. Потому что его вера основана не на исследовании Слова Бога, как он привык думать, а на манипуляциях и спекуляциях с Библией. Потому он и испугается элементарного вдумчивого разбора текста книги «Внимайте пророчеству Данила». Пророческий образ северного и южного царей, который выстроен в его сознании, неизбежно начнет рушиться, а Свидетель Иеговы допустить этого не может. Для него это не вопрос истины и лжи, правды и неправды, которую надо выяснить, для него это вопрос верности Богу. И в данном случае он отвернется от исследования Библии, объяснив себе это,  верностью Богу. Но видно так и должно быть!

 Христос ошибся лишь в том, что к свету не идет и боится света не только тот, чьи дела злы, но и тот, кто считает, что находиться в свете.

 Использованная литература

1 Книга Маккавеев

Энциклопедия Брокгауза

Википедия – всемирная энциклопедия

Толковая Библия Лопухина

Библейский словарь В.Вихлявцева

Книга Даниила с комментариями в переводе Русского Библейского Общества (РБО)